Швейцарский сырьевой трейдер Glencore International объявил о намерении завершить сделку по увеличению своей доли в казахстанской металлургической корпорации «Казцинк» с нынешних 50,7 до 93%. Предполагается, что поглощение завершится в третьем квартале 2012 года. Таким образом, завершится наконец интрига с продажей глобальному трейдеру одного из самых привлекательных активов Казахстана.
Автор: Олег КУЗНЕЦОВ
«Верные матрешки»
Условия продажи «Казцинка» Glencore оговаривались еще в 2010 году, во время подготовки размещения швейцарской корпорации на биржах Гонконга и Лондона. В проспекте эмиссии акций, опубликованном год назад, в мае 2011 года, была зафиксирована стоимость покупки: за 48,73% «Казцинка» предлагалось $3,2 миллиарда.
Оговаривалось, что оплата будет произведена комбинированно: акциями самого Glencore (на сумму $1 млрд) и наличными ($2,2 млрд). Получателем этих средств в проспекте эмиссии Glencore названо акционерное общество «Верный Капитал».
Последнее, напомним, компания, зарегистрированная в Казахстане и управляющая целой группой паевых инвестиционных фондов, в названии каждого из которых фигурирует ключевое понятие «верный», — «Верный Рост», «Верные Инвестиции», «Верное Направление», «Нур Тобе», «Верный Актив», «Верный Бизнес», «Верные Финансы», «Верный Путь» и интервальный паевой инвестиционный фонд «Верный Доход».
Вся эта «верная инвестиционная матрешка» на 100% принадлежит одному юридическому лицу — компании ТОО Verny Investments Holding. С появлением в названиях компании латинских букв концы конечных владельцев всего этого богатства теряются. Можно только подозревать, что найти их можно лишь в адвокатских конторах, расположенных в удаленных от мирской суеты заморских территориях.
Но для участников рынка, конечно, никогда не было секретом, что по-настоящему «верным» является Булат Утемуратов. К слову сказать, сам Булат Джамитович никогда не опровергал этих сведений. А один из управляющих «Верного» — Тимур Исатаев в прошлом году лично признал в интервью британскому журналисту, что Утемуратов является «крупным инвестором» компании, который порой «подбрасывает менеджерам интересные инвестиционные идеи». Среди инвесторов, по признанию Исатаева, есть и «другие люди», которым принадлежит чуть ли не половина «Верного». Впрочем, имена этих «других» он назвать не решился.
«Интересные инвестиционные идеи» вывели Утемуратова в список «Форбс». Сегодня он там фигурирует на 854‑м месте в глобальном списке и на 3‑м — в списке казахстанских граждан с капиталом $1,5 млрд.
Перетасовка номиналов
Если сделка с Glencore завершится успешно, то к 1,5 миллиарда Утемуратова следует прибавить еще 3,2 миллиарда. Таким образом, в следующем издании «списка миллиардеров» мы сможем лицезреть нового лидера.
Булат Утемуратов, согласно условиям договоренностей с Glencore, будет «стоить» $4,7 миллиарда. Это на $1,2 миллиарда больше, чем у нынешнего казахстанского лидера — Владимира Кима, состояние которого оценивается недавно опубликованным рейтингом «Форбса» в $3,5 миллиарда.
Владимир Ким, как известно, тоже не чужой для Нурсултана Назарбаева человек. В свое время Global Witness в своем исследовании компании «Казахмыс» прямо указывало его в качестве номинального держателя пакета акций в интересах сами-знаете-кого. В комментарии к рейтингу авторы из «Форбса» использовали более мягкую формулировку — «конфидента» (доверенного лица) Назарбаева.
Заметили? Слово «верный» ключевое во всех формулировках, так или иначе связанных с Казахстаном. Впрочем, «верность» категория приходящая. И уходящая. Кима, как известно, в последнее время активно провожают не только с вершины «Форбса», но и из бизнеса «Казахмыса» в принципе.
Ему на смену приходят другие «верные» люди. Точнее сказать, возвращаются. Для мирового рынка секрет успеха и богатства человека Булата Утемуратова — это типичный секрет Полишинеля. Во всех публикациях в мировых СМИ его именуют не иначе как «консильери» Назарбаева. Название, кстати, позаимствовано из книги «Крестный отец», в которой подробно рассказывается о том, как была устроена мафия. Судя по всему, эту книгу многие стали использовать в буквальном смысле — как учебное пособие.
Задержка платежа
В проспекте эмиссии Glencore предполагалось, что сделка по окончательному выкупу «Казцинка» завершится еще в 2011 году. Сегодня компания не объясняет, чем вызвана задержка операции как минимум на год.
За это время произошли многие события. Сначала в финансовой прессе появились слухи о намерении Glencore выкупить корпорацию ENRC, на которую «внезапно» обрушились всевозможные напасти, связанные с проблемами «корпоративного управления» (видимо, раньше там все обстояло превосходным образом). Затем Glencore опровергал «слухи». А вот совершенно недавно г‑н Утемуратов совершил поездку в Кыргызстан — по некоторой информации, с инспекцией золотых активов этой страны.
Правда, в периметр сделки с Glencore входят исключительно казахстанские золотоносные активы — но кто сегодня возьмется всерьез обсуждать проблемы «периметра» бизнеса «верного капитала»!
Между тем золото — сегодня главное достояние «Казцинка». По итогам I квартала 2012 года (эти данные опубликовал Glencore) его производство увеличилось на треть. Добыча меди, активно востребованной на мировом рынке, — на 19%. Производство цинка выросло лишь на 05%, а свинца и вовсе сократилось — на 18%.
Основа золотого благосостояния компании — Васильковское месторождение, купленное «по случаю» в 2007 году у Аркадия Гайдамака, который в этот самый момент оказался под ударом во Франции, где его обвинили в незаконной торговле оружием. История, как обычно, повторяется в самых разных вариантах, но по одной принципиальной схеме: «давление — экспроприация».
Всем покинуть корабль?!
В завершение заметим, что в сделке Glencore — «Казцинк» есть еще одна важная деталь. Согласно тексту проспекта эмиссии, частично оплата за приобретенные активы будет сделана в виде акций самого Glencore. На сумму $1 миллиард по цене акции, зафиксированной на момент их размещения на бирже.
Между прочим, это делает господина «консильери» крупнейшим «внешним» акционером самого Glencore. Для компании, которая больше всего умеет ценить секреты, это очень серьезный шаг — допустить в инсайдеры человека со стороны. Для этого нужны очень серьезные аргументы.
Таким образом, что мы имеем в качестве сухого остатка? В очередной раз наблюдается схема «продажа казахстанских активов иностранному инвестору взамен приобретения пакета акций крупного и влиятельного международного холдинга».
С учетом того, что заинтересованные в сделке не просто частные компании, а исключительно «верные» товарищи, можно говорить о политическом характере самих этих операций. Если сформулировать суть истории кратко, то можно использовать морской термин: «Полундра! Всем покинуть корабль».
Источник: Газета “Голос Республики” №18 (240) от 18 мая 2012 года
View article:
ГАЗЕТА — Кто стоит за «Казцинком»?