Сложно сегодня написать для еженедельной газеты политобзор, который был бы одинаково интересен всем категориям читателей. Дело в том, что внимание гражданского общества страны приковано к судебным процессам в Актау. Поступающая оттуда информация однозначно свидетельствует о том, что беспорядки в Жанаозене – дело рук местных властей всех видов, поэтому политически активную часть казахстанцев интересует вопрос: действовали ли местные начальники самостоятельно или по приказу из Акорды? И если да, то кто его отдал?
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Тогда как чиновников высшего и среднего ранга, политическую элиту и верхушку казахстанского бизнеса волнует совершенно иное. Нет, все они, конечно, осознают, что жанаозенская трагедия — это фактор, который нельзя сбрасывать со счетов, но сегодня их куда больше волнует иное: как закончится скрытое, но от этого еще более непримиримое противостояние между руководителем администрации президента Асланом Мусиным и председателем КНБ Нуртаем Абыкаевым?
Точнее, на кого поставит Нурсултан Назарбаев. Какую конкретно политическую фигуру поддержит, а какую, наоборот, задвинет во «второй эшелон». Причем речь идет не только и не столько о персоналиях, сколько о политическом курсе Акорды в целом. Попробуем и мы поразмышлять на эту тему.
«Ястребы» и «голуби»
Начнем с того, что Мусин занимает намного более жесткую, «ястребиную позицию», чем Абыкаев, видимо, рассчитывая «раздавить» заодно с демократическими силами и независимой прессой и своих элитных противников. Тогда как последний, пусть и ослабленный возрастом и состоянием здоровья, в силу политического опыта и осторожности, вынужден противостоять Мусину.
И Абыкаев, и его союзники Ахметжан Есимов и Серик Умбетов прекрасно понимают, что в случае провала нынешнего курса Акорды правящую верхушку и лично Назарбаева ждут тяжелые времена. Но они также не могут не осознавать, что, если Мусин победит, времена наступят уже совсем тяжкие, потому что придется все время «сидеть на штыках», а это неудобно, опасно и бесперспективно.
Представляется, что это понимание плюс давление со стороны родственников «лидера нации» и его соратников старшего поколения, знающих, что с приходом очередного елбасы их шансы сохраниться во власти, а значит, сохранить свое влияние, доходы и собственность минимальны (таковы правила игры в «суперпрезидентской республике»), заставляют «серого кардинала» проявлять неуступчивость.
Именно поэтому политическая, деловая и бюрократическая верхушка с растущим напряжением ждет предстоящих кадровых рокировок в Астане. Однако их все нет и нет. И создается ощущение, что Нурсултан Назарбаев оказался загнанным в угол противоборствующими группировками и боится, а возможно, уже просто не имеет сил (политических, конечно) принять соответствующее решение, сделав выбор в столь сложной внутриполитической ситуации. Потому что куда ни кинь — везде клин.
О том, что ситуация именно безвыходная, свидетельствует поведение премьер-министра Карима Масимова. Достаточно вспомнить его публичную активность годичной давности, когда глава правительства буквально не слезал с экранов телевизоров и газетных полос, раздавая уверенным голосом указания не только министрам, но и руководителям ведомств, непосредственно подчиненных главе государства, и вообще вел себя как принц-инфант. И сравнить с его поведением сейчас — когда премьер явно затаился в подполье.
Похоже, Карим Кажимканович как раз отлично понимает — в ходе этой внутриполитической драки могут пострадать не только ее непосредственные участники, но и те, чье кресло может понадобиться президенту, чтобы развести участников стычки в стороны, хотя бы на время ослабив напряженность в Астане.
В связи с этим мы хотели бы обратить внимание наших читателей на ряд обстоятельств, прошедших мимо внимания публики, но много говорящих человеку, знающему правила игры при дворе «СуперХана».
Три неприятных знака для Мусина
Итак, обстоятельство первое. Это история с заявлением об отставке Нуртая Абыкаева. Из ответов пресс-службы Комитета национальной безопасности Казахстана невозможно установить, было оно подано или нет. А если попало на стол президенту, то какую резолюцию он поставил на бумаге. Поэтому мы вынуждены обходиться собственной информацией из Акорды. Согласно ей, заявление председателя КНБ об увольнении в связи с состоянием здоровья действительно было подано, но Нурсултан Назарбаев отказался его подписать.
Однако люди, знающие Абыкаева хорошо и давно лично, считают, что «серый кардинал» никогда не позволяет себе таких инициатив. Более того, они уверены, что если заявление и было, то появилось по приказу елбасы. Спрашивается, зачем Назарбаеву такие мелкие интриги?
Все очень просто. Скорее всего, приказ написать заявления получили все трое — и Мусин, и Абыкаев, и Масимов. Более того, мы бы не удивились, узнав, что такие заявления давно лежат в нижнем ящике стола «лидера нации» — так, на всякий случай.
Если наше предположение соответствует действительному положению дел, то отказ Назарбаева уволить Абыкаева — первый неприятный знак для нынешнего руководителя администрации президента.
Второй же неприятный знак — присвоение на днях первому зампредседателя КНБ Владимиру Жумаканову специального звания генерал-лейтенанта нацбезопасности. Последний является выходцем из десятого департамента КНБ, занимающегося борьбой с политическими оппонентами елбасы, то есть фактически — политической охранки, и известен как большой специалист по борьбе с оппозицией. Присвоение Владимиру Зейнолловичу следующего генеральского звания может быть и способом стимулирования его активности, и подготовкой к его назначению следующим председателем КНБ.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: неужели Назарбаев отправит в политическую отставку своего старого друга, союзника и соратника Абыкаева? Человека, которого прямо поддерживают многие из его ближайшего окружения, включая его племянников? Вряд ли. Ведь это сделает «лидера нации» заложником Аслана Мусина, а такое Назарбаев может допустить только в самом крайнем случае, когда уже нет иного выхода.
Третий неприятный знак для Мусина — ведомственная принадлежность награжденных 7 мая государственными наградами и генеральскими званиями. Среди них нет полицейских и финансовых полицейских, а только представители Министерства обороны, КНБ, Службы охраны президента и МЧС.
Похоже, что на фоне судебных процессов в Актау, связанных с событиями в Жанаозене, и скандалов с финансовой полицией Акорда решила поостеречься. Но ведь МВД возглавляет креатура Аслана Мусина Калмуханбет Касымов, а АБЭКП еще недавно использовалось руководителем администрации президента для войны с КНБ и его председателем! То есть Мусин не смог наградить своих людей — и это о многом говорит.
Как бы то ни было, внутриполитическое противостояние между Асланом Мусиным и Нуртаем Абыкаевым, равно как и подполье Карима Масимова, не могут длиться бесконечно, тем более что они парализующим образом воздействуют на всю государственную вертикаль. Рано или поздно Назарбаеву придется выбирать, на кого ставить.
Назарбаева снова подставляют
Между тем жизнь в стране, и не только политическая, продолжается. Отшумели майские праздники, внеся свой обычный расслабляющий эффект, начался дачный сезон, люди начали задумываться о летнем отдыхе. Совсем затерялся информационно и Нурсултан Назарбаев. Если бы не его указание отлавливать и сажать за жвачку в переходах, после которого полиция начала составлять протоколы за брошенные окурки и мусор тысячами, а число посаженных под административный арест исчислять сотнями, о «лидере нации» и не вспоминали бы.
Тем более что последнее его публичное выступление на заседании Ассамблеи народа Казахстана в конце апреля трудно читать без слез. Слез жалости, конечно же, по отношению к докладчику. Ибо он, как цирковой заяц, в очередной раз читает доклад, подготовленный его аппаратом, не понимая, насколько оторвался от жизни не только простых казахстанцев, но даже элиты.
Ладно, человек может не понимать смыслового и логического противоречия во фразе: «Стабильность — была, есть и будет базовым условием развития независимого Казахстана». В конце концов, ВТУЗ при «Карметкомбинате» полвека назад — это не бог весть что. Да и фразу «Уже второе десятилетие страна развивается в условиях стабильного экономического роста» можно списать на возраст — заговорился дедушка, с кем в его возрасте не бывает?!
Но когда глава государства на голубом глазу обещает: «До 2020 года мы планируем трудоустроить еще полтора миллиона казахстанцев», притом что официальная статистика дает общее число безработных чуть больше полумиллиона (!), это пугает так же сильно, как неадекватный водитель за рулем несущегося по горной дороге ночью автобуса.
Причем никто из обслуги и окружения елбасы, похоже, не рискует раскрывать ему глаза. Иначе бы он не позорился, озвучивая следующее: «Нигде в мире нет такой программы государственной поддержки предпринимательства. А у нас на эту программу только в 2012 году выделяется около 37 миллиардов тенге». Кто бы объяснил Нурсултану Абишевичу, что 37 миллиардов тенге — это всего четверть миллиарда долларов, по мировым меркам — мизер и таких программ поддержки отечественных предпринимателей в мире тысячи.
Увы, весь доклад елбасы на заседании Ассамблеи народа Казахстана заполнен подобными заявлениями, громкими на звук и пустыми по содержанию. Мы не можем удержаться от нескольких цитат, опровергаемых казахстанской действительностью не просто каждый день, а каждую минуту: «Основа казахстанского единства — это равенство гражданских прав и свобод», «Сегодня свобода слова в Казахстане в соответствии с существующим законодательством обеспечивается в полном объеме», «По сути, мы наиболее близки к европейским стандартам обеспечения деятельности прессы».
Единственное, что радует: при всей своей тупости и глупости государственные ведомства вряд ли примут вышеприведенные цитаты как ценное указание, обязательное к немедленному исполнению. Так что свободу слова и печати не будут внедрять силой, как чистоту улиц. Хотя заявление о том, что казахстанцы должны знать три языка — русский, казахский и английский — тоже пугает, так как открывает новую сферу, куда бесследно и безрезультатно исчезнут очередные миллиарды тенге из госбюджета.
Вместо эпилога
…Ну а пока политическая, деловая и бюрократическая верхушка ждут перестановок на властном олимпе, а гражданское общество возмущается преступлениями полиции и спецслужб в Жанаозене, казахскоязычная часть гражданского общества подняла тему «евразийской интеграции» и выступила против тесного союза Казахстана с Россией.
Мы не будем подробно пересказывать содержание обращения ко «Всем Гражданам Казахстана! Президенту, Правительству и Парламенту Республики Казахстан», обратим только внимание на то, что оно было написано на русском языке и адресовано тем, кто Евразийский союз продвигал, заключал и внедрял. Именно поэтому, похоже, останется очередным сотрясанием воздуха. Как, увы, и несанкционированные митинги НЕсогласных.
Ведь чтобы менеджеры и владельцы «Казахмыса» немедленно удовлетворили требования бастующих горняков шахты «Анненская», нужно было, чтобы случилась трагедия в Жанаозене. Как в свое время отказаться от участия в сгоне граждан с земли полицию заставила лишь трагедия в Шаныраке. Сколько еще трагедий должно произойти в Казахстане, чтобы «лидеры нации» протрезвели и задумались о стране и народе, а не о своем благополучии и кармане?
Источник: Газета “Голос Республики” №17 (239) от 11 мая 2012 года
More here:
ГАЗЕТА — В игре Абыкаев – Мусин счет пока держится 1:0