Представители оппозиции и общественные деятели предлагают провести общенародный референдум по вступлению Казахстана в Евразийский союз, возврату приватизированных в 90‑х стратегических предприятий и выборности акимов. Об этом на пресс-конференции в Алматы сообщили представители оппозиционных партий и общественности.
Автор: Жанна БАЙТЕЛОВА
А какой вопрос вы вынесли бы на общенациональный референдум? С предложением пофантазировать мы традиционно обратились к нашим читателям.
-Никакой, — коротко ответил политолог Марат Шибутов. — На мой взгляд, у нас народ не обладает нужной квалификацией для референдума, хотя, конечно, я за эту процедуру.
-Вопрос о ликвидации системы президентской власти и установлении парламентской республики. Это, конечно, шутка, но мое желание, — с иронией заметил сопредседатель Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов.
Надо сказать, что г‑н Курманов скептически относится к идее референдума при нынешней политической системе. По его мнению, коренные вопросы изменения государства и общества должны решаться на учредительном собрании, избранном «снизу» всеми гражданами страны. С не меньшим скепсисом настроен юрист Виталий Воронов.
-Во-первых, — сказал он, — надо иметь в виду, что на референдум выносится вопрос, если на него однозначно можно ответить да или нет. Во-вторых, ответ должен предполагать решение актуального общественно значимого для государства и его граждан вопроса. В‑третьих, в обществе и государстве должны быть силы, обладающие возможностью реально воплотить в жизнь решения референдума.
Патриарх казахстанской политики Серикболсын Абдильдин заявил, что вопросов у него много, но он выделил бы три главных. Два из них использование природных богатств Казахстана народом и создание однопалатного парламента.
-На пятнадцать миллионов человек две палаты — роскошь, — считает аксакал, — тем более депутаты назначаемые. Также я бы поднял вопрос о введении местного самоуправления. И еще один вопрос об эгоизме одного человека — моего друга Назарбаева.
Представитель ОО «Талмас» в Жезказгане Найля Чуйкина даже растерялась: она никогда не думала на эту тему, потому что с гражданами Казахстана не считаются, какой бы мы вопрос ни поднимали.
-Мы работаем по факту того, что уже произошло, — печально констатировала г‑жа Чуйкина. — Конечно, сейчас я прежде всего выдвинула бы вопрос о пенсионной реформе. Вообще все реформы и законы, которые могут повлиять на благосостояние народа, надо выдвигать на референдум.
Президент фонда Болатхана Тайжана Мухтар Тайжан поставил бы вопрос о построении в Казахстане национального государства по примеру стран Европы и Азии.
-С моей точки зрения, это вопрос первостепенной важности для большинства, — заметил г‑н Тайжан. — И понятие национального государства ни в коем случае не означает «Казахстан только для казахов», но наша страна должна быть идеологически национальной.
Экономист уверен, что в противном случае не будут соблюдаться национальные интересы как во внутренней, так и во внешней политике.
-Это и отношение к природным богатствам, — расшифровал свою мысль Мухтар Тайжан. — Могу привести парадоксальный пример: самое тяжелое социально-экономическое положение в Кызылординской и Мангистауской областях — самых богатых нефтью регионах.
- Иначе как пародией на известную басню «Лебедь, рак и щука» такой референдум я назвать не могу, — жестко отреагировал на идею оппозиции обозреватель портала «Республика» Сергей Расов. — На мой взгляд, впрягать в одну упряжку коня и трепетную лань — недопустимо. Это не референдум, а плебисцит, то есть опрос граждан по вопросам, которые обсуждаются в обществе. И в него можно с успехом внести еще с десяток вопросов: от капремонта многоквартирных домов до пенсионной реформы. Вынесу пока за скобки судьбу Евразийского союза, но как совместить выборность и национализацию?
…Как видим, равнодушных к идее нет, но мнения отличатся порой кардинально. Мы продолжим тему референдума в следующем номере.
Источник: Газета “Голос Республики” №34 (256) от 14 сентября 2012 года
Read more here:
ГАЗЕТА — А что бы вы спросили на референдуме?