Очередное заседание суда по «Делу нефтяников» началось, как обычно, со скандала. Один из самых активных адвокатов возьми да и оставь в суде свой ноутбук. Работники суда компьютер вскрыли и обнаружили там страшное: аудио-файлы с записью нескольких заседаний суда. Перед адвокатом не извинились за «вторжение на личную территорию», а судья пригрозил ответственностью.
Автор: Алла ЗЛОБИНА, Шарипа ИСКАКОВА
- Мы в суде нашли оставленный ноутбук. Мы не поняли, чей он. Потом решили проверить. И там обнаружили аудиозаписи с зала суда! Мы также выяснили: ноутбук принадлежит адвокату Жауспаевой, — начал заседание судья Аралбай Нагашибаев и, обращаясь к адвокату Гульнаре Жуаспаевой, сказал: «Зачем вы просили протоколы заседаний суда, если у вас все есть?».
Жуаспаева, видимо, не ожидав такого заявления, молчала. Хотя получать протоколы заседания — элементарное право адвокатов, а иметь аудиозапись объявленного открытым процесса — не преступление. Судья не извинился перед адвокатом за то, что было грубо нарушено ее право личной собственности, за то, что кто-то беспардонно залез в ее компьютер и рылся там. Напротив Аралбай Нагашибаев пригрозил:
- Вы знаете, что есть запрет на аудиозаписи прямо с суда?! Я вас предупреждаю: если запись попадет в интернет, вы будет нести ответственность. Я вас предупреждаю — тогда в отношении вас и в целом будут приняты меры…
Слова «в целом», видимо, касается еще и журналистов. А у журналистов по этому поводу давно зреют вопросы. Решение судьи Аралбая Нагашибаева о запрете вести диктофонные записи на этом громком процессе никак не вяжется с нормами закона.
Суд объявлен открытым, и это значит, что такая элементарная вещь, как диктофон, которым по общепринятой практике журналисты во всем мире пользуются для точности изложения информации, не требует специального разрешение. Поэтому постановление судьи, запрещающее (помимо видео и фотосъемки) вести и аудиозаписи, выглядит странно. Журналистам разрешили только авторучки, предложив работать почти в нереальном темпе — записывая все на ходу. Напомним, об этом правовом нонсенсе, в своих комментариях журналистам говорили и казахстанские юристы.
Интересно, чем же так страшен открытый жанаозенский процесс, что появись в интернете аудиозаписи заседаний суда (которые уже, кстати, появлялись — например, на ютубе, а подробные репортажи после стенографических расшифровок выходят в газетах и на сайтах ), судья грозит наказанием не только адвокатам, но и, надо полагать, журналистам?
Возможно, кто-то очень не заинтересован в открытости этого процесса, а именно в том, чтобы фактическое подтверждение скандальных заявлений, которые здесь звучат, расходились по социальным сетям интернета.
Кстати, как выяснилось в перерыве, свой ноутбук адвокат Жуаспаева вчера передала компьютерщику, который работает в суде. Он пообещал установить на нем антивирусник Касперского. Затем ноутбук почему-то забрала секретарь суда, отнесла его судье и включила найденные в папках компьютера адвоката аудио-файлы. Тот есть налицо прямое незаконное вмешательство в деятельность адвоката.
Адвокат Жуаспаева в свою очередь объяснила журналистам: скачала файлы с интернета и пообещала обязательно прокомментировать этот инцидент после заседания суда.
View article:
В суде Актау порылись в ноутбуке