Недавно американский журнал Forbes опубликовал список «12 деятелей искусства, арестованых за политику», в который попал и казахстанский художник Канат Ибрагимов. Нынешней весной он был дважды арестован за участие в несанкционированном митинге, причем после второго, на котором он не выступал – только присутствовал, его свинтили в кафе: без предъявления санкции на арест, в присутствии посетителей волоком тащили на улицу.
Автор: Канат ИБРАГИМОВ
Ибрагимов дважды отсидел по 15 суток в СИЗО ДВД Алматы, что на ул. Лобачевского, 10, причем во второй раз объявлял сухую голодовку.
Компания, в которую благодаря Forbes угодил Канат, разношерстная, но довольно любопытная. Здесь голливудский актер Мартин Шин, рекордсмен по числу арестов: за 20 лет его «вязали» за участие в акциях протеста 65 раз.
Еще одна звезда, лауреат «Оскара» Джордж Клуни арестован в марте за пикет в Вашингтоне у посольства Судана.
Другой актер, сыгравший в сериале «Скорая помощь», Ноа Уайли в апреле взят под стражу за акцию против сокращения бесплатной медпомощи беднякам.
Китайского художника и архитектора Ай Вэйвэя взяли под стражу на два месяца в прошлом году. Он утверждал, что число жертв землетрясения в Сычуане в 2008 году было гораздо больше, чем официально объявлено.
Художник из Новосибирска Андрей Лоскутов оштрафован в июне за билборды в защиту девушек из группы Pussy Riot: в этом суд усмотрел оскорбление религиозных чувств граждан.
Еще один россиянин — музыкант Noize MC, автор остросоциальных клипов, был задержан полицией и отсидел 10 суток после концерта в Волгограде.
Тунисского музыканта Аниса Мрабти, написавшего песню о произволе полиции нового режима, арестовали в январе — якобы за хранение наркотиков.
По аналогичному обвинению арестован азербайджанский журналист Гилал Мамедов, снявший популярный в Сети ролик «Кто ты такой? Давай, до свиданья!».
В 2009 году украинский акционист Андрей Володарский у здания Рады в Киеве имитировал половой акт вместе с девушкой, протестуя против цензуры. Приговорен к году условно.
Белорусский музыкант Игорь Симбирев в апреле подвергнут аресту на 10 суток за участие в акции «Чернобыльский шлях» в Минске.
6 лет лишения свободы и 20 лет запрета на профессию получил иранский кинорежиссер Джафар Панахи, лауреат Каннов, Берлинале и Венецианского кинофестиваля, за публичное несогласие с итогами президентских выборов 2009 года.
Вот в такой веселой дюжине оказался наш соотечественник. Вчера я списался с Канатом Ибрагимовым по facebook, чтобы поздравить его с мировым признанием и задать несколько вопросов.
- Привет, Канат!
- Реввоенпривет, Вадим!
- Расскажи, как развивались события после твоего второго ареста.
- Когда возникла угроза третьего ареста (чреватого более серьезным, чем 15 суток, сроком. — В.Б.), Марат Гельман (известный российский галерист и политтехнолог, давний друг Ибрагимова. — В.Б.) и Наиля Аллахвердиева, директор музея современного искусства в Перми, срочно вывезли мои работы, а затем, после второй отсидки, и меня в Москву.
В российской столице я принял участие в митинге солидарности с борющимися рабочими Казахстана и провел перфоманс-акцию «Черные розы для Абая» у памятника нашему акыну на Чистых прудах (подробности здесь: http://www.samizdat.kz/post/912).
6 июня в Перми открылась выставка «Современное искусство Казахстана», в которой я участвовал с работой «Любовь невозможна. Расстрел рабочих в Жанаозене» (см. репродукцию).
Мои товарищи настоятельно советовали мне не возвращаться в Казахстан. Когда твой телефон постоянно на прослушке, непонятные люди постоянно дежурят у подъезда и беспокоят соседей, то надо думать. Тут как раз очень кстати подоспело приглашение из Клайпеды принять участие в семинаре художников. 2 августа, в день 760-летия этого литовского города, там открылась выставка шести художников из стран бывшего СССР литовском, среди них был и я с работой «Цветок революции» (на снимке Канат покрывает картину лаком).
- Где ты сейчас и чем занят?
- Я в Милане. Хочу отдохнуть и порисовать в Палермо. Посещу Амстердам и Цюрих. Европейские художники друг другу помогают, в отличие от казахских.
- Наши совсем тебе не помогали?
- Помощь оказала Юлия Сорокина. А главная поддержка была от Серикжана Мамбеталина, Айнура Курманова и Мухтара Тайжана. Имена остальных друзей, пришедших на выручку, по их просьбе и в целях их безопасности разгласить не могу.
- Собираешься возвращаться в Казахстан?
- Мне сообщили, что на этой неделе прошел суд по моему иску к акимату г. Алматы в лице заведующего отделом внутренней политики. Иск не удовлетворили. Судья спрашивала моего адвоката: «Поскольку вы его представитель будете отвечать за него. Что он имел в виду, когда говорил: «Не слушайте этих “шавок”»?» На родине, похоже, казахскому художнику готовят расправу. Учитывая эти обстоятельства, приезжать в Казахстан не хочу. В Милане лучше, чем в СИЗО на Лобачевского, 10.
Беседовал Вадим БОРЕЙКО
Taken from:
В Милане лучше, чем в СИЗО