Депутатские запросы, озвученные народными избранниками в минувшую среду, отличались завидным разнообразием и касались практически всех сфер жизни. Так, Дарига Назарбаева на пару с Алданом Смайылом углубились в духовную сферу. А Загипа Балиева и Надежда Петухова потребовали разобраться с проблемами здравоохранения.
Автор: Камиль АЯНОВ
Свой запрос нарожный избранник Алдан Смайыл изложил на государственном языке. Вволю поцитировав казахских национальных поэтов и сделав ненавязчивый комплимент президенту Нурсултану Назарбаеву, высоко ценящему отечественную литературу, парламентарий поинтересовался — а почему наше творчество не знают и не ценят за рубежом?
- Почему мы, казахская интеллигенция XXI века, граждане страны, не доносим художественное слово до стран ближнего и дальнего зарубежья? — вопросил он. — Мы переводим мировую классику на казахский язык, но почему-то не переводим на языки мира свои произведения. Если мы проигрываем мировой цивилизации в чем-то, то это в сфере литературы.
Тут депутат, конечно, погорячился — мировой цивилизации мы проигрываем во многом. Зато главную проблему в данной сфере депутат вычислил безошибочно.
- Причиной такого проигрыша является отсутствие профессиональных переводчиков, — считает он, — которые бы переводили на многие языки мира казахское художественное слово, и то, что их подготовке не удивляется должного внимания.
Согласны, в казахстанских вузах переводчиков готовят, но все почему-то все больше с уклоном в делопроизводство, а не в литературу. Может, потому что профессия литератора не больно уж прибыльна?..
80% ученых — безработные
Впрочем, в Казахстане страдают не только духовные, но и прикладные науки. Так, по словам мажилисмена Дариги Назарбаевой, отечественные ученые сейчас все больше пополняют собой ряды безработных. И отнюдь не потому, что в Казахстане изучать уже нечего.
- На сегодняшний день базовое финансирование научной деятельности осуществляется только для научно-исследовательских институтов Министерства образования, — сообщила народная избранница. — Вместе с тем для НИИ министерств сельского хозяйства, здравоохранения, индустрии и новых технологий, вопросы базового финансирования не решены, что ставит эти организации в тяжелые социально-экономические условия.
Более того, во многих учреждениях сейчас закончилось выполнение трехлетних программ фундаментальных исследований на 2009—11 годы и, соответственно, финансирование. Руководители ряда институтов были вынуждены издать приказы о расторжении с трудовых договоров со своими сотрудниками. Наиболее «везучие» отправились в отпуска без содержания.
- Таким образом, начиная с января 2012 года около 80% научных работников, нескольких десятков НИИ пополнили ряды безработных, — констатирует Назарбаева. — До сих пор не опубликованы результаты конкурса на грантовое финансирование научных организаций, который было объявлен и проведен Министерством образования и науки еще 29 июля 2011 года. В результате такой «оперативности» научным работникам обеспечена задержка в выплате зарплаты как минимум до марта — апреля.
Парламентария интересует, какие меры принимает МОН РК в целях устранения данных проблем и решения вопроса по эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование научных исследований. Хотя, зная наших чиновников «от науки», воистину проще изобрести вечный двигатель, чем заставить их нормально оплачивать «мозги» страны.
Экономия на детях-инвалидах
А самое страшное начинается тогда, когда государство начинает «выгадывать» на здоровье граждан. Причем — без скидки на возраст. Мажилисмен Надежда Петухова рассказала о печальной судьбе казахстанских детей-инвалидов. По ее данным, в нашей стране на учете состоит более 40 тысяч таких детей. Из них свыше 10 тысяч детей имеют диагноз «детский церебральный паралич». Это заболевание является одним из самых тяжелых и требует длительной психолого-педагогической и социальной реабилитации.
- На сегодняшний день остро ощущается нехватка специализированных коррекционных школ и детских садов, — констатировала Петухова.
Так, например, в Астане на учете состоит 730 детей с диагнозом ДЦП. В столице, (где в большом количестве строится элитное жилье, отели, торговые центры), функционирует одна-единственная коррекционная школа-интернат, рассчитанная на 345 мест. В Алматы и того хуже — на учете состоит более 2000 детей, а работает одна коррекционная школа-интернат на… 144 учащихся. Про регионы и говорить страшно.
Еще в республике работают два реабилитационных центра, где дети получают курсы лечения. Это центр «Балбулак» на 75 коек и столичный Республиканский детский реабилитационный центр на 300 коек. Грубо говоря — капля в море.
В региональных реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями (их у нас в стране аж 14 на 16 областей!) катастрофически не хватает оборудования, специальных тренажеров и реабилитационных методик. Поэтому неудивительно, что многие родители стремятся попасть в республиканские центры, хотя их детям годами приходится ждать лечения. А чем больше они взрослеют, тем сложнее им помочь.
Острой проблемой в Казахстане также является приобретение технических средств реабилитации. Это ходунки, вертикализаторы, коляски и специальные тренажеры. Оборудование доставляется либо из России по заказу, либо из стран Европы и США. Обходятся такие заказы, как нетрудно догадаться, очень дорого.
Предлагают свои услуги по лечению и реабилитации детей с ДЦП частные центры, но ситуацию это не спасает. Во-первых, «частников» у нас тоже мало, а во-вторых, лечение в таких центрах не всегда по карману родителям больных.
Депутат Петухова намерена узнать, сколько средств заложило государство в бюджет на лечение и реабилитацию детей с ДЦП. Выделяются ли средства на создание в регионах Казахстана новых государственных реабилитационных центров, детских садов, и школ для больных детей? Как планируется осуществлять оснащение уже действующих реабилитационных центров необходимым оборудованием и объемом реабилитационной помощи, соответствующей международным стандартам? В противном случае, если не принять мер, у казахстанских детей-инвалидов просто нет будущего.
Жизнь лежит на складе
Маленькие пациенты могут расплатиться за равнодушие государства не просто здоровьем, а своей короткой жизнью. Депутат Загипа Балиева потребовала от министра здравоохранения Салидат Каирбековой разъяснения ситуации по снабжению жизненно необходимыми лекарствами больных гемофилией.
Тендер на закупку лекарств прошел еще в октябре 2011 года. По плану использование должно было начинаться с 1 января наступившего года, однако пациентам медикаменты не поступили до сих пор. Судя по информации СМИ, складывается впечатление, что Минздрав запустил в этой сфере механизм дарвиновского «естественного отбора», при котором выживает сильнейший.
- У казахстанцев, больных гемофилией, счет идет на секунды, — процитировала Балиева статью одного из интернет-ресурсов.- В течение последних двух месяцев они не получают нужного им лечения. Спасительные инъекции застряли на складах дистрибьюторов. До пациентов-гемофиликов не дошло медикаментов на 8 миллиардов тенге. Взрослые еще как-то держатся на остатках прошлого года, а детям ничего не осталось. Они не могут спать, страдают от адской боли. В неделю больной должен получать три инъекции. А уже два месяца этих инъекций нет.…
Ответа от министра Балиева потребовала в ближайший понедельник. Кроме того, она попросила доложить и о принятых мерах по привлечению к ответственности виновных, допустивших перебои в снабжении медикаментами.
Read more here:
Выживайте как можете, больные и ученые!