В Актобе чиновники всерьез взялись за семью, которая живет в приспособленном под это туалете. Можно было подумать, что власти хотят оказать ей помощь, но это не так. Алму Курманбаеву обвиняют в том, что она не дает 16-летней дочери учиться. У женщины своя правда: Нургуль не смогла поступить в колледж исключительно по вине управления образования, которое направило когда-то детей учиться в интернат для детей с ЗПР. Чиновникам женщина не верит и насильно учить дочь отказывается.
Автор: Наталья САДЫКОВА
Жизнь Алмы Курманбаевой сладкой не назовешь. Женщина одна воспитывает двух дочерей. Девять лет назад из-за путаницы в документах она лишилась комнаты в общежитии. Скиталась с детьми по подъездам, потом была вынуждена отдать дочерей в интернат. В областном управлении образования предложили небогатый выбор: либо Курманбаевы уедут жить и учиться в Павлодар, либо останутся в селе Жайсан Актюбинской области.
- Конечно, мать выбрала что ближе. Она не знала, что Жайсанский интернат — для детей с задержкой психического развития, ее дети были нормальными. Девочки там голодали, плакали, она им сумками продукты возила каждые четыре дня. Потом их перевели в аул имени Нокина, в интернат для малообеспеченных семей. Но диагноз ЗРП так и не сняли, — рассказала руководитель ОО «Ару Ана» («Одинокая мать») Алима Абдирова, к которой Алма обратилась за помощью.
После интерната младшая дочь, Нургуль Курманбаева, училась в средней школе №33 и окончила в этом году 9 классов. Получив аттестат о неполном среднем образовании, девочка решили поступить в колледж, но ей не хватило знаний. Нургуль с мамой решили подождать еще год, чтобы подучиться и повторить попытку. Пока девочка хотела помочь матери и пойти работать.
- Я хочу учиться в колледже и работать, не хочу возвращаться в школу, меня там дразнят постоянно, — призналась Нургуль Есентаева.
Но в планы семьи вмешались власти. Алму Курманбаеву вызвали на заседание комиссии по делам несовершеннолетних из-за того, что дочь не посещает школу. Причем так называемую «нарушительницу» доставляли в здание акимата силой полицейские. Не смутило их даже присутствие правозащитников.
- Они агрессивно себя вели, я была свидетелем. Я говорила инспекторам по делам несовершеннолетних — отстаньте, вы довели человека, что она всего боится. Царапины на руках у нее были, кровь. У нас тысячи детей в городе, которые не продолжают обучение, но к ним никто не ходит и не издевается над ними. Такое пристальное внимание акимата к ней, я считаю, объясняется тем, что она на суде рассказывала как свидетель обо всем, что происходило в Жайсанском интернате, — отметила директор Актюбинского филиала по правам человека Ольга Климонова.
Сама женщина о произошедшем не может вспоминать без слез. Алма Курманбаева больше не верит властям, считая, что уже один раз доверила педагогам детей, а те отправили их в интернат для умственно отсталых. Теперь на нее возбудили административное дело и обещают лишить родительских прав, если дочь не пойдет учиться.
- 10 октября ко мне пришли, меня тащили по лестнице как собаку, сломали дверь, чтобы отвести в горакимат на заседание комиссии. Там меня унижали, упрекали, что я — плохая мать. Айгуль Арынгазиева, заместитель акима города, мне сказала, мол, зачем я вообще рожала детей! Я всю жизнь работала, ни у кого кусок хлеба не просила. Теперь хотят девочку насильно отправить в интернат, а она сказала, что повесится, если они это сделают. Я не отдам им дочь, — рыдала перед журналистами Алма.
Женщина говорит, что если случится непоправимое, то это будет на совести властей. Мол, чиновники никогда ей не помогали в трудную минуту, только чинили препоны. Своими руками — в буквальном смысле — Алма решила жилищный вопрос. В муниципальном общежитии она переоборудовала под комнату помещение, бывшее ранее туалетом. Но и на этих семнадцати квадратных метрах ей и дочерям не дают жить спокойно.
Секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Асылхан Бекбулатов прокомментировал скандальную ситуацию корреспонденту «Республики». Госслужащий подчеркнул, что по Конституции каждый ребенок имеет право на бесплатное среднее образование, и родители обязаны создать для этого условия.
- Алма Курманбаева на заседании категорически отказалась учить ее дальше. Таких детей нет в городе, чтобы родители сами отказывались учить ребенка — первый случай. Насильно на заседание мать Нургуль никто не доставлял. И о лишении прав родительских вопрос не стоит пока, только об административном правонарушении. Что Алме Курманбаевой сказали, что ей вообще не стоило рожать детей, — такого не могло быть. Мы не ставим так вопрос: раз вы родили ребенка, значит, несете ответственность до его совершеннолетия, — рассказал секретарь.
Чиновник также сказал, что Нургуль вообще могла остаться без образования, если бы не бдительные педагоги. Якобы Алма Курманбаева сообщила в школу, что дочь поступила в строительно-монтажный колледж, но там информацию не подтвердили. Школа была вынуждена передать материал в комиссию по делам несовершеннолетних.
See more here:
Всеобуч в Актобе довел до скандала