Казахстан это не арена публичных политиков, а сборище «пауков в банке», которые борются за лакомые куски в целях личного обогащения. Именно такой вывод пришел на ум после анализа двух рейтингов управленческой элиты, опубликованных ОФ «Стратегия» и интернет-журналом «Vласть».
Автор: Сергей РАСОВ
Буквально неделю назад ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» опубликовал рейтинг управленческой элиты Казахстана. Как отмечали социологи, были опрошены 30 экспертов по специально разработанной анкете. Всего в список лучших из лучших представителей элиты попали 43 человека. Но вот прошло всего несколько дней — и уже интернет-журнал «Vласть» публикует результаты своего экспертного опроса и выявляет рейтинг 50 самых влиятельных казахстанцев.
Роднит рейтинги то, что в них не присутствует президент Нурсултан Назарбаев, который выведен за скобки в силу своего служебного положения. Что вполне логично.
Ну и все, пожалуй. Дальше картинка сложилась весьма разная. Так, у фонда «Стратегия» на верхней ступеньке рейтинга — председатель Комитета национальной безопасности Нуртай Абыкаев. По мнению экспертов, глава КНБ Абыкаев — ближайший соратник елбасы и самый уважаемый политик.
В любом государстве «золотая медаль» у главы карательного органа вызвала бы как минимум шок. Ибо по умолчанию руководитель национальной безопасности не может быть публичным политиком. Вернее, может, но только в том случае, если во главе государства стоят армейские генералы или полицейская хунта.
А в рейтинге журнала «Vласть» Нуртай Абыкаев отодвинут от призовых мест, но все равно занимает почетное четвертое место. На мой взгляд — эксперты возвысили его незаслуженно, скорее всего, это связано с тем, что КНБ в последнее время приобрел мистические полномочия и его стало слишком много. Заметьте, во всех резонансных скандалах обязательно маячат «рыцари плаща и кинжала».
В интернет-журнале «Vласть» первое место отдано премьеру Кариму Масимову, в опросе ОФ «Стратегия» он только на третьем месте и даже пропустил вперед столичного градоначальника Имангали Тасмагамбетова. Справедливости ради отмечу, что, действительно, после парламентских выборов публичная активность главы кабмина существенно снизилась. К слову, на недавнем субботнике в Астане рядом с президентом активно окапывал кустики и деревца не Масимов, а именно Тасмагамбетов, которого социологи «Стратегии» назвали «политически перспективным» управленцем.
Впрочем, чтобы аким Астаны особо не возгордился, рейтинг журнала «Vласть» опустил его на седьмое место. Зато неожиданно возвысил находящегося в опале зятя президента Тимура Кулибаева, который и раньше был не особенно активен как публичный политик, а после известной выволочки от тестя (снятия с должности главы ФНБ «Самрук-Кызына») и вовсе ушел в тень. Если о нем и вспоминают, то как о персонаже скандальной светской хроники и любвеобильном мачо, охмурившем Сати Казанову и Гогу Ашкенази.
В табели о рангах «Vласти» также присутствует дочь президента Дарига Назарбаева. Причем обычный депутат (пусть и председатель комитета) мажилиса парламента обошла в рейтинге своего непосредственного шефа Нурлана Нигматулина на пять позиций. В рейтинге «Стратегии» он существенно выше.
Но, согласитесь, забавно, что второй человек в партии власти, спикер нижней палаты, мастер по проведению избирательных кампаний с предсказуемым результатом и блестящий оратор по части панегириков в адрес лидера нации проиграл оперной певице. Ибо пока, кроме парочки выступлений во время заседаний мажилиса, возвратившаяся в большую политику Дарига Назарбаева ничем не запомнилась.
Стабильно высокое место эксперты отдают главе АП президента Аслану Мусину. Человеку абсолютно непубличному, но, как принято считать, мастеру выстраивания хитроумных схем, некоему «серому кардиналу» казахстанской политики. Впрочем, учитывая, что г‑н Мусин теперь ответственен за переаттестацию правоохранительных органов, у него есть возможность красиво засветиться в СМИ. Может, он наконец откроет личико?
Примерно в том же положении находятся еще ряд высокопоставленных казахстанских чиновников. Практически совпали рейтинги «Стратегии» и «Vласти» в отношении главы ФНБ «Самрук-Казына» Умирзака Шукеева, советника президента Булата Утемуратова, секретаря Совета безопасности РК Марата Тажина, вице-премьера Серика Ахметова, акима Алматы Ахметжана Есимова. Это, так сказать, не первая когорта сановников, но имеющая доступ к телу императора.
Зато самые противоречивые оценки заслужили председатель Нацбанка Григорий Марченко (5‑я и 24‑я позиции), министр обороны Адильбек Джаксыбеков (11‑я и 30‑я), министр нефти и газа (у «Стратегии» он почему-то министр энергетики и минеральных ресурсов) Сауат Мынбаев (15‑я и 38‑я), министр финансов Болат Жамишев (16‑я и 41‑я), глава МВД РК Калмуханбет Касымов (18‑я и 32‑я), госсекретарь Мухтар Кул-Мухаммед (19‑я и 37‑я), председатель Конституционного Совета Игорь Рогов (25‑я и 39‑я) и так далее.
Отчего такой разительный разброс в оценках, сказать сложно. Но в любом случае это говорит о том, что данные госслужащие светятся неярко, эпизодически и неоднозначно.
Не могу не сказать о том, что ряд высокопоставленных чиновников присутствует в одном рейтинге и отсутствует в другом. Например, советник президента Ертысбаев, председатель ЦИК Турганкулов, министры Божко и Мынбай, управленцы Мамин и Школьник… всех перечислять будет довольно утомительно, да и смысла в этом большого не вижу.
Каков же общий итог, если угодно, вывод после ознакомления и сравнения результатов экспертов ОФ «Стратегия» и интернет-журнала «Vласть»? На мой взгляд, он обескураживающий. Постараюсь пояснить.
Оба рейтинга заявляют о том, что они предлагают табель о рангах наиболее успешных представителей управленческой элиты Казахстана, которые имеют наибольший политический вес в обществе.
Но политиков в этих рейтингах нет! (Если не считать редкого вкрапления фамилий народных избранников.) Есть госслужащие, акимы, министры, чиновники, управленцы, бизнесмены, чекисты. Как, например, Кенес Ракишев, зять акима столицы и предприниматель, чекист Самат Абиш — племянник елбасы, бизнесмен Нурлан Смагулов, олигархи Машкевич и Ибрагимов и прочая. Все они винтики, шестеренки, представители кланов и групп, встроенных в государственную систему, но никак не политики, за которыми — люди, идеологии, партии, движения.
Вот и получается, что сегодняшний Казахстан это не арена публичных политиков, а сборище «пауков в банке», которые борются за лакомые куски исключительно в целях собственного обогащения, или безликие чиновники, выполняющие волю нурсиятельства. А такой разительный разброс в рейтингах показывает, что их составители, похоже, тоже принимают участие в этой мышиной возне.
Original post:
Война рейтингов