Самостоятельно мыслить в условиях тотальных выборов опасно, заявил президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, комментируя претензии российской прокуратуры к радиостанции «Эхо Москвы» и телеканалу «Дождь», критикующим власть.
Автор: Татьяна ГАРЬКАВАЯ
Напомним, утром 15 февраля главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов сообщил, что ему пришла повестка из прокуратуры в связи с заявлением, поступившим от одного из самых активных жителей Тамбова Александра Филшера. Тамбовчанин посчитал важным обратить внимание правоохранительных органов на устав «Эха», который, по его мнению, противоречит действующему российскому законодательству. Этот же устав, как отмечала пресса, в нынешних условиях делает практически невозможным увольнение Венедиктова без согласия других журналистов.
В СМИ и блогах стали высказываться мнения, что приглашение к прокурору является одним из элементов кампании против Венедиктова, имеющей целью отстранить главреда от руководства радиостанцией, позволяющей себе критиковать власть. Действительно, как раз за день до этого стало известно об отставке совета директоров «Эха», в который входил Венедиктов. По одной из версий, «Газпром», владеющий 66,66% акций радиостанции, накануне выборов решил усилить контроль над «Эхом Москвы», введя своих людей в совет директоров.
Вслед за новостями о давлении на «Эхо Москвы» тревожные новости поступили от телеканала «Дождь», который прославился своими общественными и политическими передачами, в частности с акций оппозиции. Теперь прокуратура по запросу депутата-единоросса хочет проверить, на какие деньги велись «Болотные трансляции».
Как ясно из материалов, выложенных в «Твиттере» гендиректора телеканала «Дождь» Натальей Синдеевой, член фракции «Единая России» депутат госдумы Роберт Шлегель направил запрос, в котором потребовал разобраться по поводу финансирования трансляции протестных митингов «За честные выборы», проведенных на Болотной площади и на проспекте им. Сахарова.
«Вот и нам прокуратура запрос прислала. По обращению депутата Госдумы. Юристы готовят ответ», — прокомментировала Синдеева выложенный документ.
Документом оказался официальный запрос Замоскворецкой прокуратуры, которая требует, чтобы «Дождь» предоставил до 21 февраля договоры и все документы, связанные с организацией трансляции митингов. Также от телеканала требуется копия редакционного устава, свидетельство о постановке на налоговый учет, приказ о назначении руководителя ООО «Телеканал «Дождь».
Почему вдруг активизировались силовики в отношении телеканала «Дождь» и радиостанции «Эхо Москвы», которые кардинально отличаются от большинства других СМИ? Это, безусловно, связано с избирательной кампанией и их ролью в этой избирательной кампании, уверен президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов.
«Если в результате перемены в составе совета директоров «Эха Москвы» мы будем иметь другое радио, то станет понятна и природа этого дела, — отметил Алексей Симонов. — Потому что я не верю, что при сегодняшней значительной популярности вещания «Эха Москвы» прежний директорат не доволен финансовыми или рекламными показателями. Они честно и достаточно шумно отрабатывают рекламу, она достаточно сильная и заметно звучит в эховских передачах. На высоком уровне работает и «Дождь».
«И то и другое СМИ имеют серьезные основания называться самостоятельно мыслящими средствами массовой информации. Но самостоятельно мыслить в условиях тотальных выборов опасно для их результатов», — уверен президент Фонда защиты гласности.
При этом эксперт отметил: то, что происходит у радиостанции и телеканала, это не явления одного порядка. «У «Эха Москвы» и у «Дождя» происходят абсолютно разные вещи, и не стоит их объединять, — уверен Алексей Симонов. — Одно дело, когда депутат Шлегель обращается с вопросами о финансировании, а другое дело — меняют директоров».
Но тем не менее оба происшествия — «свидетельство только одного — выраженное или не выраженное желание действующей власти «стреножить» противостоящие ей СМИ». А это так или иначе находит выражение в климате, в котором существуют на сегодняшний день эти средства массовой информации, и «ухудшение климата заметно», считает президент Фонда защиты гласности.
По словам Алексея Симонова, и телеканал «Дождь», и «Эхо Москвы» «не просто заметно отличаются от других СМИ, они традиционно отличаются». Потому что многие средства массовой информации в последнее время достаточно полевели и слегка ослабили вожжи: «На фоне этого очень резко выделяется «Дождь» своей сиюминутностью и возможностью непрерывного наблюдения, свободным обращением с информацией, и «Эхо Москвы», которое, по сути дела, на сегодняшний день получило такой статус всеядности. Спектр комментариев у «Эха Москвы» настолько широк, что, как говаривали большевики, «надо бы поуже».
Конечно, среди экспертного сообщества есть разные версия относительно возможного развития ситуации с телеканалом «Дождь» и радиостанцией «Эхо Москвы». Но Алексей Симонов уверен — никаких решительных силовых действий ожидать не стоит. «Они (власть — ред.) вообще привыкли управлять средствами массовой информации с помощью знаков, — говорит эксперт. — Вам дают знаки, а вы их понимайте и расшифровывайте в меру своей испуганности».
Неправильное понимание знаков или их игнорирование грозит для СМИ потерей помещений или, например, неожиданно обнаруженными проблемами с противопожарной безопасностью. Как отмечает аналитик, в арсенале власти и подчиненных ей структур существует огромный список неожиданностей, с которыми встречаются СМИ, не слышащие сигналов.
Visit link:
Власть пытается «стреножить» непокорные СМИ