На днях сенат принял законопроект, узаконивающий в нашей стране государственную образовательную накопительную систему (ГОНС). Копить на образование получат возможность все. Даже дети-сироты! Правда, некоторые пессимисты видят в новоиспеченной системе тот самый молоток, который добьет чудом уцелевшие в нашей стране останки бесплатного высшего образования.
Автор: Камиль АЯНОВ
До сегодняшнего дня существовало две формы государственной поддержки финансирования образовательных услуг — гранты и кредиты. Теперь же, по словам министра образования и науки Бакытжана Жумагулова, образовательный вклад будет создан из трех составляющих: деньги, внесенные вкладчиком, плюс вознаграждение банка и премия от государства. Последняя составит 5% от накопленных средств.
Исключение сделают для особых категорий студентов, детей-сирот, инвалидов, детей из многодетных и малообеспеченных семей — 7%. Минимальный срок накопления составит один год, а максимальный — 20 лет.
Цифры от Жумагулова
По словам Жумагулова, весь мировой опыт говорит за создание такого финансового механизма. Подобные системы образовательных, сберегательных счетов населения есть в целом ряде стран — Бельгии, Канаде, Малайзии, Нидерландах, Сингапуре, Испании, Швеции, Великобритании и США. О том, насколько Казахстан отличается от этих стран по уровню жизни, министр, как обычно, стыдливо умолчал.
- В нашей стране уже действуют два механизма, обеспечивающих доступность образования, — подчеркнул Жумагулов. — Первое — это государственные гранты, по которым обучаются около четверти студентов. Второе — образовательный кредит, гарантируемый государством. ГОНС призвана стать третьим механизмом, который, во-первых, облегчит населению накопление средств на обучение детей, во-вторых, часть расходов на обучение детей возьмет на себя государство.
На том, что эта «часть расходов» будет весьма скромной, не стали акцентировать внимание ни чиновники, ни народные избранники. Наоборот, эти 5—7% госпремии почему-то расписывались как высочайшая государственная милость. Словно государству и не надо, чтобы его граждане были образованными людьми.
Выступая перед депутатами, министр привел пример, просчитанный по нормам, установленным в законопроекте. Так, родители открывают вклад на своего 10-летнего ребенка. Срок накопления выбирается 7 лет. (Чтобы молодой человек накопил средства аккурат к окончанию школы.) Первоначальный взнос составляет 5 тысяч тенге, последующие взносы — 15 тысяч ежемесячно. Вознаграждение банка по депозиту — 8%, премия государства — 5%.
- Тогда к концу срока накопления, когда ребенку будет 17 лет, общая сумма вклада составит 2 миллиона 75 тысяч тенге, — заявил министр. — Из них внесенные средства вкладчика составляют 60%, вознаграждение банка — 23%, премия государства — 17%. Для приоритетных категорий граждан вклад государственной премии может быть и больше.
Похоже, никто из народных избранников, вроде бы работавших над законом и изучавших его, не задумался, что накопленных денег может не хватить на оплату учебы в вузе. Причем не только в гипотетическом 2019 году, а уже в нынешнем.
Это несоответствие отметили даже эксперты, проверявшие законопроект на коррупционность. «Есть опасения, что достаточной суммы не будет накоплено и исчезает целевое назначение вклада даже с учетом премий государства», — указали они. И предложили во избежание проблем увеличить первоначальную сумму вклада до 10% от размера оплаты за обучение, устанавливаемой Министерством образования и науки на текущий год.
Размер оплаты в организациях образования государством не регулируется, резонно возразил разработчик. Государство ежегодно рассчитывает только стоимость образовательного гранта и предписывает организациям образования устанавливать размер оплаты для частного финансирования образования на уровне не ниже стоимости образовательного гранта.
Так, в нынешнем году расходы на обучение 1 студента в течение 8 месяцев по государственному образовательному заказу установлены для национальных вузов: минимальный — 423 900 тенге; максимальный — 530 900 тенге. Для других вузов: минимальный — 227 200 тенге; максимальный — 409 300 тенге.
«Таким образом, 10% от данных сумм составит соответственно 42 390 и 53 090 тенге, 22 720 и 40 930 тенге, что для первоначального разового взноса по образовательному накопительному вкладу — инструменту социальной направленности — неоправданно завышено, — возразил разработчик. — В связи с этим принятие замечания приведет к тому, что ГОНС установит искусственные рамки для участия малоимущего населения и населения с достатком ниже среднего, что противоречит целям ГОНС и политике государства в целом».
Видимо, тот факт, что накопления на образование по итогам окажутся мизерной фикцией, целям ГОНС и государственной политике не противоречит. Как и то, что далеко не каждая казахстанская семья в состоянии ежемесячно «отстегивать» 15 тысяч тенге (9 МРП!) на счет любимого чада. И что делать, если детей в семье, например, двое-трое с минимальной разницей в возрасте?
Копи, сиротка!
Похоже, народные избранники, принимая документ, заразились от чиновников, его разрабатывавших, той же странной оптимистичной эйфорией. Более или менее логичный вопрос задал только сенатор Сергей Кулагин — единственный поинтересовавшийся, как же будут копить деньги дети-сироты, для которых предусмотрена «льгота» аж 7%.
- Если нет стартового капитала, то ничего он не заработает, — заявил сенатор. — Вы знаете, что детей-сирот единицы учатся в вузах. Потому что в принципе нет у них денег. Стартовый капитал, на мой взгляд, необходимо сделать государству, чтобы, как вы говорите, к моменту поступления он имел 2—3 миллиона. Можно ли это сделать? О стартовом капитале нужно говорить именно сегодня.
Но министр отложил решение проблемы на потом.
- В законопроекте стартовый капитал определен в 3 МРП, — заявил он. — Что касается вашего вопроса, прежде всего мы заинтересованы, чтобы дети-сироты тоже получали полноценное образование, и не только высшее. Причем премия государства для такой категории детей предусмотрена в размере 7%. В законе вот это обговорено. В дальнейшем какие-то приоритеты будут. Я думаю, государство может через детские дома каким-то образом простимулировать перспективу развития данной системы.
При этом Жумагулов обещал всевозможный пиар новосозданной системе.
- После принятия данного законопроекта мы должны проводить агитационные, пропагандистские работы в каждой школе, в каждом областном центре, — отметил он. — Мы должны работать над тем, чтобы привлечь внимание молодежи!
Еще министр объяснил, что ГОНС — дело абсолютно добровольное. Вот только нет в нашей стране такого добровольного дела, которое с легкой руки государства не стало бы принудительным.
Третий будет лишним?
При более пристальном рассмотрении законопроектных документов ГОНС почему-то все меньше похож на механизм господдержки, а все больше — на часовой, который размещают на взрывном устройстве для замедления его действия.
Так, согласно концепции проекта закона «в настоящее время актуален такой подход к воздействию на поведение человека, чтобы он, чувствуя свою социальную ответственность перед собой и будущим поколением, принимал участие в формировании материальных и социальных благ, не возлагая эту заботу исключительно на государство…»
Ну, вы поняли, да? Одна из главных причин возникновения ГОНС — воспитательный момент, как любят говорить чиновники — борьба с иждивенческими настроениями граждан. «Повышение у населения уровня финансовой грамотности и культуры сбережений», как говорится в той же концепции ниже.
«В Казахстане в настоящее время действуют преимущественно две формы государственной поддержки финансирования образовательных услуг — это предоставление государственных образовательных грантов и предоставление гарантийных обязательств по образовательным кредитам, выдаваемым банками второго уровня…» — также указано в концепции.
Жаль, что там не отмечено, что количество грантов весьма ограниченно, а взять в банке образовательный кредит ненамного легче, чем попасть в отряд космонавтов (проблемы доступности кредитов неоднократно отмечали даже оптимисты-парламентарии). Теперь эти два с трудом работающих механизма должен дополнить третий, судя по всему — имеющий аналогичную эффективность.
При всем при этом законопроект принят на ура, несмотря на его затратность. Только в 2012—2014 годах на его реализацию предусматривается 753,9 миллиона тенге. Данные финансовые затраты необходимы для выплаты премий государства (начиная с 2013 года) и оплаты услуг оператора государственной образовательной накопительной системы (начиная с 2012 года!).
То есть на премии планируется потратить — 424,3 миллиона тенге, на услуги оператора — немногим меньше, 329,6 млн. Причем 147,8 млн — в 2012 году. (А теперь посмотрим на календарь и вспомним, что документ еще даже не подписан президентом.)
Экономия на будущем
Еще один классический бич долгосрочных вкладов — инфляция. Ее чиновники намерены победить одним привычным, хорошо отработанным способом — страусиным.
«В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РК на 2011—2015 гг., подготовленным МЭРТ РК, — указывается в обосновании, — прогноз инфляции на 2011—2015 гг. составляет 6—8%. Согласно Стратегического плана развития РК до 2020 года, к 2020 году Казахстан должен войти в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, в связи с чем индекс инфляции спрогнозирован с учетом тенденций, характерных для стран с высоким уровнем развития». Вариант, что мы можем в число конкурентоспособных государств не войти (и что в таком случае будет с накопительными вкладами?), даже не рассматривается.
«Предполагаем, что ежемесячно среднестатистический вкладчик сможет сберегать на обучение ребенка около 10% от номинальной заработной платы», — указано там же. Согласно данным Агентства РК по статистике, в середине 2012 года среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составила 99 тысяч 804 тенге. Для многих в Казахстане данная сумма относится к числу недостижимых. Да и 10% от нее (9980 тенге) — уж никак не предполагаемые министерством «15 000 тенге ежемесячно». Однако, похоже, это никого не смущает.
Чем дальше ведутся расчеты, тем сильнее начинают хромать логика и математика у авторов и тем разительнее отличаются они от приведенного МОН РК сценария. Так, согласно этим цифрам, среднестатистический вкладчик, открывший накопительный депозит в 2012 году, сможет накопить сумму средств, достаточную для оплаты обучения, при среднемесячной заработной плате в среднем по РК 80 195 тенге (!!!). При самом пессимистичном раскладе, чтобы накопить на поступление в национальный вуз, семье студента понадобится… 20 лет (9 234 963 тенге). На поступление в государственный — 12 лет (3 487 893 тенге). На поступление в частный — 7 лет (1 267 432 тенге).
Если сделать сценарий более удачным, на накопления в национальный вуз потребуется 14 лет (6 141 079 тенге), в госвуз — 9 лет (2 537 348 тенге), в частный вуз — 7 лет (1 634 623). Если уж быть совсем оптимистом, накопления в национальный вуз составят 12 лет (4 963 235 тенге), в госвуз — 8 лет (2 225 746 тенге), в частный вуз — 6 лет (1 350 363 тенге).
Как видите, речь здесь идет совсем о других суммах. И уж никак не о «5000 тенге на счету, 15 тысячах в месяц и 2 075 тысячах тенге в финале по истечении 7 лет», как благостно выступал г‑н Жумагулов.
Прилагается здесь и расчет, исходя из среднемесячной зарплаты в низкодоходных отраслях, — 41 534 тенге. (К таковым отнесены сельское хозяйство и самообразование.) Накопить на поступление в национальный вуз детям из таких семей практически не светит. В самом оптимистичном случае на это потребуется 18 лет при сумме 6 466 395 тенге. Для накоплений на госвуз потребуется от 19 до 15 лет (4 742 689 тенге или 3 436 510 тенге). Если уж совсем повезет, можно уложиться в 13 лет, накопив 2 834 986 тенге. Даже для частного вуза понадобится копить 9—8—7 лет (1 528 826 тенге, 1 776 660 тенге и 838 530 тенге соответственно).
«Сегодня почти 70% студентов обучаются на платной основе, — указано в сопроводительных документах. — В случае успешной реализации ГОНС может быть произведена переориентация ограниченного числа грантов на обучение детей-сирот, воспитанников детских домов, детей из малообеспеченных семей, детей, поступающих на определенные специальности, в которых заинтересовано государство… »
В это можно было бы даже поверить, если бы детям-сиротам попутно тоже не предлагалось копить на свое образование с «льготной ставкой» в 7%.
«Условная экономия государственных расходов (разница между предполагаемыми бюджетными расходами на гранты и расходами на ГОНС с учетом прогнозируемого числа вкладчиков) показывает, что при переходе потенциальных грантников в число вкладчиков ГОНС экономия бюджетных средств составит 25,4 млрд тенге…» — указывается также в документации. У кого-то еще остались вопросы, для чего придумана эта система?
Источник: Газета «Азат» №14(314) от 21 декабря 2012 года
Share on blogger Share on mymailru Share on vk Share on livejournal