Многие слышали крылатое выражение «Кадры решают все», но немногие знают, кто его автор и по какому поводу оно было сказано. Так или иначе, для современного Казахстана оно оказалось справедливым даже не на 100, а на 200 процентов. Чтобы убедиться в этом, хочу обратить внимание на чиновников, засветившихся не так давно в глазах сограждан.
Начну с заместителя главы национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Рахима Ошакбаева. Когда он начал публично заступаться за гендиректора ТОО KSS-building Барлыка Мендыгазиева я даже обрадовался, что есть еще в стране смелые люди. Увы, закончилось это грустно. Вместо того чтобы защищать коллегу, на которого наехали налоговые органы и который происходящие с ним неприятности объяснил стойкой неприязнью к нему акима ЗКО Нурлана Ногаева, Ошакбаев и «Союз «Атамекен» занялись имитацией бурной деятельности.
В итоге Барлык Мендыгазиев погасил сумму задолженности перед бюджетом, названную ему налоговиками, и напрочь отказался от обвинений в адрес акима области, прислав в общественный совет НЭПК соответствующие письма. В связи с чем господин Ошакбаев на брифинге озвучил мнение, что предпринимателя надо освобождать из СИЗО.
Спрашивается, а что данный кадр решил? То есть чего добился? Судя по всему, оплатить «недоимку» и отозвать свои громкие обвинения в адрес Ногаева Барлык Мендыгазиев решил, проведя в СИЗО полтора месяца. Более того, не факт, что его выпустят в ближайшие дни, если вообще выпустят.
Вот и получается, что если НЭПК «Союз «Атамекен» и его руководители не смогли защитить относительно известного и крупного предпринимателя, о чем свидетельствует сумма его долга государству, то как же они собираются защищать индивидуальных и малых предпринимателей, у которых проблем куда больше? И будут ли?
Другим кадром, печально засветившимся в последние дни, стала новый министр труда и социальной защиты РК Тамара Дуйсенова, преемница знаменитого «мистера Патамушта». Будучи в рабочей поездке в Приаральском регионе, эта госдама рекомендовала сельским акимам в первую очередь думать о повышении экономического потенциала аульных округов, для чего досконально изучить все программы, направленные на улучшение жизни сельского населения и обеспокоиться привлечением инвестиций, как государственных, так и частных.
Теоретически все правильно: раз аким — значит, отвечаешь за все. Но вот практически… Как сельский бастык, у которого из инструментов развития только круглая печать, а основной источник доходов — налог на рекламные щиты на вверенной ему территории, сделает то, чего не смогли добиться не только вышестоящие акимы, но и правительство?
Я изучил биографию Тамары Босымбековны: она вроде прошла все ступени государственной лестницы, работала в низах и в частном секторе, поэтому мне не понятно, откуда она набралась такой «мудрости». Но факт остается фактом: новый глава Министерства труда и социальной защиты ничуть не лучше своего предшественника. Тот хотя и озвучил идею Акорды об увеличении пенсионного возраста для женщин, однако не раздавал подобных ценных указаний сельским акимам.
Третий кадр, который привлек мое внимание, — это глава Нацбанка РК. С одной стороны, Григорий Марченко не может пожаловаться на отсутствие внимания прессы и общественности к своей персоне, с другой — он сам частенько виноват в этом.
На этот раз Марченко сообщил, что Единый накопительный пенсионный фонд, деньгами которого будет управлять Нацбанк РК, в ближайшие 3—5 лет увеличит долю своих активов, которые будут размещены за рубежом до 20%.
Я молчу о том, что доходность там намного ниже, чем в стране. И согласен, что там, возможно, они будут целее. Просьба объяснить только одно: если сегодня половина средств еще пока существующих частных накопительных пенсионных фондов вложена в казахстанские госбумаги и никто не будет их оттуда вытаскивать, а еще одна пятая уйдет за рубеж, то как Григорий Александрович собирается повышать доходность пенсионных активов?
Или, после того как елбасы принял, парламент одобрил, а правительство и Нацбанк принялись национализировать накопительную пенсионную систему, эта задача снята как ненужная?
Ну и последний кадр — это Тимур Кулибаев. На днях он возглавил президиум вновь созданной Национальной палаты предпринимателей Казахстана. Той самой, что охватила всех без исключения казахстанских бизнесменов, даже если они этого сами не хотят.
Но самое главное в НППК — это то, что она будет содержаться на средства, собранные со всех опять же без всякого исключения отечественных больших, средних и малых бизнесменов. Малые и индивидуальные предприниматели могут гордиться тем, что своими тенге они будут давать возможность заниматься общественной деятельностью долларовому миллиардеру Тимуру свет Аскаровичу.
Между прочим, на миллиарды, которые Кулибаев вывел из страны благодаря продаже китайским инвесторам казахстанских нефтедобывающих предприятий и долей в них, он мог бы содержать НППК в течение как минимум столетия, и еще осталась бы крупная сумма на господдержку предпринимателей.
В общем, в Казахстане кадры действительно решают все.
Читать оригинал статьи: