Коллективное обращение к первому руководителю ТОО «Казахмыс» Эдуарду Огаю обернулось неприятностями для рабочих жезказганских обогатительных фабрик №1, 2. Поводом для петиции послужили увольнение и преследование бывшего председателя профкома Сауле Сейдахметовой. А последствием стал прессинг подписантов со стороны руководства предприятия.
Автор: Серикжан БАТЫРХАН
О том, что работницу фабрики, избранную 3 сентября прошлого года председателем ее профкома Сауле Сейдахметову, «прессуют» за активную гражданскую и профсоюзную позицию, мы писали не раз. Так, например, в ноябре 2012 года экс-генеральный директор ПО «Жезказганцветмет» написал на нее заявление в полицию, где утверждал, что Сауле вместе с главным редактором «Молодежной газеты» Бериком Жагипаровым избила шестерых охранников. А в декабре женщину уволили по собственному желанию. Как пояснила Сауле Сейдахметова, ей стало стыдно за профсоюз, и в порыве эмоций она написала заявление. Этим тут же воспользовалось казахмысовское руководство.
Такое положение дел возмутило коллег Сауле. И уже в нынешнем году они написали письмо на имя председателя правления ТОО «Казахмыс» Эдуарда Огая, в котором потребовали прекратить преследование их профсоюзного лидера Сауле Сейдахметовой. А также задали неудобные вопросы: например, почему руководители «Казахмыса» считают своих рабочих врагами? В своей петиции рабочие заявили, что не дадут в обиду своего профсоюзного лидера.
О том, что рабочие собрали подписи, сама Сауле Сейдахметова узнала лишь тогда, когда начались проблемы.
- Оказывается, рабочие оставили листы в операторной, чтобы желающие могли оставить свои подписи, — рассказывает Сауле. — Но директор фабрики Сламбек Нурумов как-то узнал об этом и забрал бумаги с подписями.
После этого, как говорит активистка, руководство предприятия начало вызывать рабочих по одному и под угрозой увольнения заставляло отказываться от своих требований.
- Помимо письма к Огаю, было еще обращение к председателю профкома, чтобы меня восстановили на работе, — сообщила Сауле. — И по обоим письмам руководство фабрики заставляло людей писать пояснительные записки о том, что рабочие отказываются от своей подписи.
Все это, по словам Сауле Сейдахметовой, она узнала от самих рабочих, которые звонили ей после этой «воспитательной беседы» и рассказывали о произошедшем.
- Я знаю, что очень многие написали такие объяснительные, — говорит Сауле. — Это и понятно: не каждый рабочий может противостоять руководству. У каждого семья, все боятся потерять работу. Но я уверена, что есть и такие, кого не сломили.
К сожалению, найти этих «стойких» нам не удалось. Никто из рабочих, попавших под «прессинг», не захотел озвучить этот факт в прессе. В администрации предприятия же от факта давления на рабочих открестились.
- Ну что вы, разве такое возможно? — удивленным тоном сказал нам по телефону начальник отдела труда и зарплаты обогатительных фабрик №1, 2 Мурат Абдигалиев. — У нас же все сейчас юридически грамотные, все свои права знают. Любой человек имеет право писать обращения куда сочтет нужным, и никто не имеет права ему это запретить. Ничего подобного у нас не было!
Эх, Мурат Ержанович, если бы вы только знали, сколько «невозможного» стало возможным конкретно для редакции “Республики”, вы, пожалуй, тоже себе бы в данном случае не поверили…