Дорогие произведения искусства, среди которых картина Ильи Репина и скульпутра Сальвадора Дали, оказались в числе активов офшорных фирм, подконтрольных Петру Порошенко. Сомнительные операции бывший президент Украины совершал через Raiffeisen Bank, который согласился считать давнего компаньона Порошенко истинным бенефициаром.
В начале 2010‑х Петр Порошенко — миллиардер, который раньше был министром иностранных дел Украины, а позже возглавил страну, — построил роскошный особняк в пригороде Киева. Не хватало только мебели под стать величественному зданию.
Согласно попавшим в распоряжение OCCRP счетам и другим документам, с 2009 по 2012 год через зарегистрированную на Британских Виргинских Островах (БВО) офшорную компанию Vernon Holdings Порошенко и его жена Марина приобрели у итальянских производителей мягкую мебель на сумму свыше 100 тысяч долларов.
Как следует из файлов, которые в 2019 году слили в интернет антикоррупционные «хактивисты», компанию контролировала семья экс-президента. Сам он был бенефициаром страховки Vernon. Однако это не значится в документах австрийского Raiffeisen Bank International, где у офшорной компании были счета. Вместо Порошенко в банке бенефициаром компании числился его сотрудник и давний деловой партнер Сергей Зайцев.
И это только начало. Опираясь на банковские файлы, счета и другие документы, журналисты OCCRP провели расследование и выяснили, что в Raiffeisen — втором в Австрии по размеру активов банке — Порошенко разрешили использовать в документах имя Зайцева. Таким образом он скрыл, что контролировал как минимум шесть офшорных компаний, которые использовали для финансирования коммерческих или личных интересов, в том числе покупки предметов искусства стоимостью несколько миллионов долларов.
Как следует из электронных писем и документов, попавших в распоряжение OCCRP, в Raiffeisen бенефициаром большинства этих компаний числился Зайцев. Он также подписывал документы остальных компаний, в том числе когда они проводили трансакции на десятки миллионов долларов для Порошенко до и во время его правления.
В 2018 году австрийское Управление финансового надзора оштрафовало Raiffeisen на 2,75 миллиона евро за «ненадлежащую проверку личности бенефициарного владельца и неспособность регулярно обновлять документы и данные, необходимые для понимания структур собственности и контроля в отношении клиентов с высоким уровнем риска». Однако в FMA не уточнили, с какими клиентами Raiffeisen связаны нарушения. В декабре 2019 года Верховный административный суд Австрии отменил штраф.
С 1998 года Порошенко занимал разные политические должности: был депутатом парламента, министром иностранных дел и возглавлял совет Национального банка Украины. За это время он построил бизнес-империю и сколотил состояние на сумму свыше миллиарда долларов.
Порошенко стал президентом после Евромайдана — масштабных протестов, прошедших в стране в конце 2013-го — начале 2014 года. Он хотел создать образ реформатора, который пришел, чтобы навести порядок в одной из самых коррумпированных стран Европы. Однако его критиковали за неспособность побороть укоренившуюся в стране олигархию и — еще раньше — за коррупцию.
В ответ на письмо с просьбой дать комментарий для этого материала юридические советники Порошенко сказали, что он не имел никакого отношения к компаниям.
«Петр Порошенко не является и никогда не был акционером, бенефициаром или сотрудником какой-либо из этих компаний», — написали они в письме, подписавшись как «группа юридических советников Петра Порошенко по защите репутации от распространения фейковых новостей и необъективных расследований».
Зайцев не ответил на просьбу о комментарии, но в интервью, которое бизнесмен дал информагентству «Интерфакс-Украина» в 2016 году, он отрицал, что Порошенко попросил его оформить на себя Intraco Ltd. «Все просто: у меня были, есть и, дай Бог, будут собственные деловые интересы и проекты, для которых я и основал несколько компаний», — утверждает он.
Представители Raiffeisen Bank сказали, что соблюдают все требования насчет проверки клиентов. «Дальнейшее расследование и поиски данных — дело компетентных госорганов», — считают в банке.
«Мы провели подробную внутреннюю оценку, а Управление финансового надзора Австрии — независимую проверку в связи с деловыми отношениями, данные о которых попали в открытый доступ после утечки ’’панамских документов’’, и теперь можем исключить возможность того, что Raiffeisen Bank International в нарушение закона делал ложные заявления о бенефициарах компаний на основании представленных нам документов», — гласит заявление.
Слон в комнате
В 2017 году в рамках расследования «Панамские документы» журналисты OCCRP выяснили, что Порошенко связан с Intraco Management Limited — зарегистрированной на БВО компанией со счетом в Raiffeisen. Ее бенефициарным владельцем значился Зайцев.
Счета в Raiffeisen были у Intraco, Vernon и еще 15 компаний, которые ежегодно проводили трансакции на десятки миллионов долларов для Порошенко и его бизнес-империи. Большинство этих фирм зарегистрировали на БВО или Кипре.
Журналисты OCCRP выяснили из электронных писем и других документов, что шесть из этих компаний Порошенко контролировал лично. Другие фирмы также совершали финансовые операции, связанные с деятельностью Порошенко, но нам не удалось получить доказательства того, что их тоже контролировал экс-президент.
Зачастую трансакции были весьма необычными. В мае 2012 года, спустя меньше двух месяцев с момента, когда бывший президент Украины Виктор Янукович, известный пророссийскими взглядами, назначил Порошенко главой Министерства экономического развития и торговли, новый министр купил сюрреалистическую скульптуру длинноногого слона, автором которой был Сальвадор Дали, за 338,5 тысячи долларов на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Оплатила покупку офшорная компания Linquist Ltd.
В документах Raiffeisen бенефициарным владельцем Linquist значится Зайцев. Согласно попавшим в распоряжение журналистов OCCRP документам, у Порошенко была доверенность на управление Linquist, которая позже продала одной из его украинских медиакомпаний статую за 342,5 тысячи долларов.
К апрелю 2013 года, покинув пост министра экономики Украины, Порошенко приобрел через Vernon предметы искусства на 4,8 миллиона фунтов стерлингов. Среди работ преимущественно российских мастеров была картина Ильи Репина «Казаки на Черном море».
Позже компания передала право собственности на картину Порошенко в Почетном консульстве Сейшельских Островов в Киеве, которое находится в головном офисе одной из фирм экс-президента. В то время консулом Сейшельских Островов в Украине был Олег Гладковский, друг и деловой партнер политика. В прошлом году Государственное бюро расследований Украины арестовало коллекцию, запретив ее продавать или вывозить из Украины. Основанием послужил тот факт, что предметы искусства ввезли в страну нелегально, без уплаты таможенных пошлин.
Как следует из электронных писем и других документов, попавших в распоряжение журналистов OCCRP, Порошенко также участвовал в управлении Vernon, Linquist и кипрской Chartomena Ltd.
Из писем Владимира Демчишина, инвестиционного банкира, который в 2014 году стал министром энергетики Украины, следует, что он консультировался с экс-президентом насчет сделок с участием Chartomena и Proktoremo, связанных с верфями Порошенко в Киеве и Крыму. В июне 2013 года президент приказал Демчишину подготовить контракт, чтобы Chartomena выкупила долг принадлежащей ему севастопольской верфи. В декабре 2013 года по поручению Порошенко бизнесмен оформил через Proktoremo передачу участка земли, принадлежавшего киевской верфи Порошенко, под строительство развлекательного комплекса.
В 2013 году Демчишин участвовал еще в одной сделке Порошенко: президент продал миноритарную долю влиятельной украинской медиагруппы «УМХ» («Украинский Медиа Холдинг») главному акционеру предприятия Борису Ложкину, которого позже назначил главой своей администрации. Ложкин продал компанию Сергею Курченко — доверенному лицу Виктора Януковича. И вновь юристы согласовывали сделку, которую провели через якобы принадлежавшую Зайцеву Linquist, напрямую с Порошенко.
В 2013 году украинский инвестиционный банкир Игорь Мазепа лично связался с Порошенко и предложил стать поручителем кредита Linquist, что также доказывает, что офшорную компанию контролировал Порошенко.
Наконец, согласно бухгалтерским ведомостям из финансовых документов офшорных компаний, фирмы были связаны между собой долговыми обязательствами, которые использовали для перевода денег. Так, в мае 2014 года, примерно в то время, когда Порошенко стал президентом, Chartomena выдала кредит на сумму 21 650 200 долларов фирме Manoushag. Вскоре после этого Manoushag выдала кредит в десять миллионов долларов еще одной компании, Proktoremo.
Мартин Вудс, управляющий директор консалтинговой фирмы AML Woods и специалист по проблеме финансовых преступлений, говорит, что банк «должен делать все возможное для защиты персональных данных клиента, но не содействовать его непрозрачной деятельности».
По его словам, в случаях, когда в деле замешаны «политически значимые лица» (этим термином чаще всего определяют чиновников, занимающих высокие должности), «секретность буквально может привести к человеческим жертвам, ведь у правительств не будет средств на финансирование системы здравоохранения и госслужб».
Источник: https://www.occrp.org/