На только что завершившуюся в Брюсселе встречу министров финансов стран еврозоны греческое правительство возлагало большие надежды. После того как совместная экспертная комиссия, состоящая из специалистов ЕС, МВФ и ЕЦБ, пусть и со скрипом, но все же одобрила усилия Афин по претворению в жизнь плана мероприятий экономии госсредств и выплаты госдолга, по идее, ничто не должно было препятствовать выделению стране досрочного транша из международного кредита в 110 млрд евро.
Тем не менее этого не произошло: европейские министры, прекрасно знакомые с ситуацией в Греции, боятся принять самое важное решение — о частичном списании греческих долгов. Это может подорвать доверие к Европейскому центральному банку и к евро в целом. Безрезультатно проговорив три часа, участники совещания решили продолжить его на будущей неделе в Люксембурге — возможно, до тех пор
Греки идут в частный сектор
Естественно, подобные «решения» не сформулируешь в официальном документе, поэтому министры финансов еврозоны решили никакой итоговой декларации не принимать. «Мы не можем сегодня принять никакого решения, чтобы не внушать беспочвенных надежд», — объяснил на
Иными словами — будем считать этот заход тренировочным. Окончательный итог подвел министр финансов Финляндии Юрки Катайнен: «Что бы ни потребовалось сделать, а новый финансовый кризис должен быть предотвращен». Вопрос только — каким образом?
В качестве одной из наиболее вероятных моделей спасения рассматривается в данный момент привлечение к финансовой накачке Греции частных банков и страховых компаний. «Мы за то, чтобы решение греческой проблемы включало в себя участие частного сектора, — подчеркнул Катайнен. — Правда, я еще не знаю, как это сделать, но это — неплохой вариант».
Пока непонятно, как убедить частные банки, что за разорившихся греков следует отдуваться не только европейскому налогоплательщику, как это было до сих пор, но и кредитным организациям. Продлить срок действия находящихся в их владении греческих государственных ценных бумаг, сроки платежей по которым
Агентства уже опустили рейтинг страны. Только в конце прошлой недели Афины скатились в рейтинге с позиции CCC на позицию D — иными словами, в данный момент Греция внушает международным кредиторам меньше доверия, чем охваченная перманентной революцией
Так что затруднения европейских министров можно понять: любое решение может привести к непредвиденным последствиям. Шеф австрийского финансового ведомства Мария Фектер это, похоже, отлично осознает: «Нам придется весьма тщательно оформлять любое наше действие юридически, — подчеркнула она в своем выступлении. — Помощь Греции не должна выглядеть как дефолт или как признание банкротства этой страны».
То есть частные инвесторы — банки, инвестиционные фонды, страховые компании — должны быть заинтересованы в помощи Греции. В принципе, подобный вариант возможен. В конце концов, как минимум один прецедент в Европе уже имеется: в самом начале кризиса, в конце 2007 года, сразу несколько крупных банковских домов Австрии, Италии и Франции заявили о своей готовности реструктурировать долги целого ряда восточноевропейских стран, попавших в тяжелое финансовое положение.
«Тогда банки, ведущие дела в Восточной Европе, помогли удержать ситуацию там и стабилизировать ее, — напомнила Мария Фектер. — Совместными усилиями над восточноевропейскими странами был раскрыт “зонтик” — и это отлично сработало».
Если и на этот раз частные банки впрягутся в дело спасения греков — в будущем они вполне смогут рассчитывать на неплохие дивиденды от операции. С другой стороны, ситуация в Греции, откровенно говоря, выглядит в данный момент гораздо хуже, чем в восточноевропейских странах ЕС в 2007 году. Так что, вполне возможно, деньги, потраченные частным сектором, попросту пропадут. Если Греция объявит себя банкротом и не сможет платить по счетам, то требовать долги будет не у кого. Только у тех же европейских налогоплательщиков.
«Вы умеете работать — мы умеем жить»
Тем временем греческих демонстрантов заботят главным образом насущные проблемы. Уже на следующий день после бесплодного заседания в Брюсселе в стране разразилась очередная, уже третья по счету с начала года всеобщая стачка. Как обычно, главной целью протестующих стала правительственная программа экономии госсредств.
Только в Афинах на улицы вышли десятки тысяч людей, манифестанты буквально оккупировали центр столицы и пошли на штурм парламента. Полторы тысячи полицейских начали стрелять в толпу слезоточивым газом, в ответ полетели камни и ставшие уже традиционными для греческих беспорядков баночки с йогуртом. Точно такая же толпа пыталась в это время взять штурмом здание правительства. Полицейским пришлось спешно, под градом камней и дождем из йогурта, возводить перед входом в правительственную резиденцию двухметровую баррикаду.
Чего же добиваются демонстранты? Трех целей:
Конечно, подобные требования выглядят абсурдно, но закон толпы уже действует: протестующие массы с легкостью подхватывают любые, самые нелепые лозунги и воодушевленно их скандируют. По Германии, например, широко разошлось телеинтервью одного из афинских демонстрантов, молодого человека, который заявил примерно следующее: «В конце концов, пусть эти фашисты (речь шла о немецком правительстве — ред.) нам теперь помогают, раз втянули нас в эту заваруху. Немцы, может, умеют работать — а мы, греки, зато умеем жить!»
Что ж, может, европейцы и не умеют жить с греческим «докризисным» размахом, но уж
От редакции: пока готовился к выходу этот материал, из Афин пришло сообщение, что
Follow this link:
Брюссель не решил греческий вопрос