“В то время как окрепшая Россия пытается усилить влияние на Казахстан, настороженная Астана стремится завести новых могущественных друзей”, — пишет Георгий Кантчев в журнале Foreign Policy и задается вопросом: но каким образом Казахстан сможет совместить новую зависимость от Китая и усилившуюся интеграцию с Россией?
Для богатой нефтью и газом прикаспийской страны сохранение хороших отношений с небольшой группой покупателей, а именно: с Россией, Китаем и Западом — при любых обстоятельствах и не слишком увлекаясь одиночной игрой, было главным принципом внешней политики с момента обретения независимости в 1991 году. И до недавнего времени это осторожное дипломатическое балансирование, казалось, оправдывало себя — спустя десятилетия после распада СССР жители Казахстана, численность которых составляет 17 млн человек, стали одним из самых процветающих народов Центральной Азии.
Президент Казахстана 29 мая подписал соглашение с Россией и Белоруссией о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который является детищем Владимира Путина и российским ответом Евросоюзу. Путин надеется, что ЕАЭС, зона свободной торговли, со временем будет вовлекать многие страны ближнего зарубежья, связывая политическое и экономическое благополучие региона с Кремлем. Однако за кулисами этой новой и блестящей зоны свободной торговли, не все хорошо между Астаной и Москвой.
Недавняя украинская авантюра Путина стала тревожным звонком для Казахстана, где проживает самое большое количество этнических русских, если брать бывшие среднеазиатские республики СССР (русские составляют почти четверть населения). Теперь некоторые опасаются, что Путин может играть с Казахстаном в обманчивую игру: сейчас он притягивает страну ближе к зоне российского влияния и усиливает интеграцию, а затем будет ждать массовых волнений, которые не исключены, например, в случае смерти 73-летнего Назарбаева, чтобы получить еще больший контроль над этим регионом.
Между тем Казахстан постарался умерить амбиции путинского ЕАЭС, который некогда стремился привести страны-участницы к большему политическому, военному и экономическому единству. Страна отклонила предложения Кремля о введении единого паспорта и единой валюты, а также общего парламента. Хотя членство Казахстана в ЕАЭС, скорее всего, означает, что Путин пока не будет продолжать усиливать интеграцию, власти в Астане все же принимают меры против потенциальной агрессии. Парламент страны рассматривает поправки к УК, увеличивающие уголовную ответственность за сепаратистскую деятельность. Пока что о такой деятельности не сообщалось, однако эксперты считают, что это меры предосторожности.
Но, с опасением поглядывая на запад, в сторону Крыма, и на север, в сторону “божественной” Москвы, Астана в то же время перестраховывается, налаживая отношения на востоке. Казахстан является важным полем боя в так называемой “новой большой игре” между Россией и Китаем, приз в которой — влияние в Центральной Азии с ее богатейшими энергоресурсами. Кое-кто в Астане надеется, что растущие связи с Китаем могут помочь получить рычаг противодействия российскому влиянию.
Остается открытым вопрос, каким образом Казахстан, с его традиционной многосторонней внешней политикой, сможет совместить новую зависимость от Китая и усилившуюся интеграцию с Россией? Возможно, Казахстан больше не сможет балансировать между двумя большими соседями. Стране нужно будет пересмотреть свою политику компромиссов.
Источник: Inopressa.ru