Диспропорции в оплате труда иностранных и отечественных рабочих не выдумка. Об этом заявила прокуратура после проверки иностранных компаний в Атырауской области. И пообешала принять меры реагирования. Работники обрадовались новости, но профсоюзники и правозащитники считают, что это всего лишь очередной пиар-ход властей.
Автор: Шарипа ИСКАКОВА, Светлана ГАВРИЛЕНКО
Проверкой, напомним, было охвачено 18 компаний, привлекающих иностранную рабочую силу. «И везде разница в оплате труда была многократной», — говорится в официальном сообщении надзорного органа.
По данным прокуратуры, в некоторых компаниях отечественный специалист зарабатывает в 11 раз меньше, чем иностранный сотрудник. Так, например, месячный оклад казахстанского инженера по технике безопасности ТОО «Сичим С. п.А.» О. Н. составляет 198 000 тенге, а иностранца А. Ф. на той же позиции — 538 400 тенге.
Цифры, прямо скажем, выглядят впечатляюще. Но как будет восстанавливаться справедливость, пока не слишком понятно. Прошло уже больше двух недель после проверки, а прокуратура области, как и Генеральная, так сказать, поймали тишину.
Что будет дальше, мы попытались выяснить в ведомстве, проводившем проверку. Как сообщил журналисту помощник прокурора области Актан Куанов, специалистами ведомства в настоящий момент готовятся акты прокурорского реагирования.
Лучше поздно, чем никогда
На местах, как оказалось, дело тоже не сдвинулось. Редакция созвонилась с сотрудниками бастовавшей в феврале кампании ТОО «Кеппел Казахстан», расположенной в г. Актау. Там казахстаские рабочие сингапурской судостроительной компании отказались выходить на работу, требуя уравнять их оклад с инстранными сотрудниками, которые получают в разы больше, работая на одной и той же позиции с актаусцами.
После того как руководство пошло им навстречу, люди вышли на работу. По новому соглашению их оклад должен был повыситься на 30% в марте, а в последущие месяцы постепенно еще на 20%. Между тем в телефонной беседе рабочие сообщили, что компания до сих пор не подписала с ними трудовое соглашение.
- Оклад еще не повысили, потому что мы не подписали новый трудовой договор. Хотя уже конец марта. Мы снова отправили на беседу с руководством наших пятерых людей, которые участвовали в первых переговорах. Но они пока говорят, что еще идет обсуждение вопросов по договору. Мы все же надеемся, что компания нас не обманет и повысит оклад, — сообщили рабочие ТОО «Кеппел Казахстан».
В Мангистауской области после забастовки нефтяников АО «Озенмунайгаз», АО «Каражанбасмунай», ТОО «Аргымак Транс Сервис», ТОО «Тулпар Мунай Сервис» иностранной рабочей силы практически нет. Зато сотрудник ТОО «Ерсай Каспиан Контрактор» сообщил, что иностранная рабочая сила у них сохранена и разница в окладах существенная.
- В основном это китайцы. По сравнению с ними заработная плата у нас значительно ниже. Проверки прокуратуры по поводу разницы окладов у нас не было, иначе мы бы сразу узнали об этом. Наконец-то надзорный орган взялся за трудовые права казахстанских рабочих. Надеемся, что дискриминация будет искоренена, — радостно отреагировал на наши вопросы один из рабочих, попросивший не называть в спецвыпуске его имени.
На прокуратуру надейся, но сам не плошай
Независимый профсоюзный деятель в Мангистауской области Мухтар Умбетов о нарушениях трудового законодательства иностранными компаниями уже в течение десяти лет пишет в различные государственные органы. Поэтому он рад начатой кампании со стороны казахстанской прокуратуры.
- Я писал и в прокуратуру, и в различные другие инстанции обо всех этих нарушениях, но ни разу не получил реакции на свои письма. Это хорошо, что прокуратура наконец взялась за это, по Мангистауской области таких проверок еще не было. Иначе бы мы, как профосозники, в первую очерердь были извещены об этом.
Между тем руководитель общественного объединения «Шахтерская семья» Наталья Томилова без особого энтузиазма отнеслась к проверкам прокуратуры иностранных компаний:
- В «АрселорМиттал Темиртау» такие проверки проходили неоднократно, но подвижек я не вижу. Создается впечатление, что прокуратура не имеет особого влияния. Ее игнорируют даже представители департамента труда и социальной защиты. Раз уже были озвучены результаты таких проверок, то прокуратура должна ввести жесткий контроль над иностранными компаниями, чтобы они действовали в соответствии с Трудовым кодексом Казахстана. Но, к сожалению, этого не последует.
Все эти действия со стороны надзорного органа, по мнению г‑жи Томиловой, делаются только для галочки:
- Я исхожу из своей практики. Прокуратура в «АрселорМиттал Темиртау» не раз выявляла нарушения и озвучивала их в печати, в том числе и по необеспечению безопасных условий труда для рабочих. Но после этого никаких улучшений для шахтеров я не вижу. Получается, что прокуратура никакого влияния на эту иностранную компанию не имеет.
Единственный выход из сложившейся ситуации по нарушению трудовых прав рабочих правозащитница видит только в суде. Однако активизировать этот процесс, по ее мнению, мешает страх работников перед работодателем.
- Решение суда иностранные компании обязаны исполнять. Если этого не происходит, то мы начинаем подключать судебных исполнителей и так далее. Но чтобы была воля суда, активными должны быть сами рабочие. Мы, как общественная организация, не имеем права вмешиваться в работу предприятия. Если к нам поступят жалобы от шахтеров, то мы готовы отстаивать их права в суде. К сожалению, работники такую волю изъявлять боятся, ведь работодатель начинает избавляться от самых инициативных, — подчеркнула Наталья Томилова.
Она также отметила, что сейчас ответственность ложится не на тех, кто довел ситуацию до критического состояния, а на тех, кто пытается защитить права рабочих, то есть на самих правозащитников:
- Желающих идти на амбразуру нет. Адвокаты сразу же отказываются от таких дел, потому что не хотят конфликта. Власть прекрасно понимает, что ситуация сейчас крайне критическая по Жезказгану и Мангистауской области. И предпринимает эти шаги, чтобы выпустить пар: «Вот, видите, мы работаем, делаем все, что в наших силах, стараемся…» Но, с другой стороны, здесь также дело и в пассивном отношении самих рабочих. Если бы они активно взялись отстаивать свои права в судах, как это делаем мы, то я думаю, что прокуратура встала бы на сторону рабочих и начала бы активно работать. Здесь все взаимосвязано.
Оригинал статьи: