Бурными аплодисментами проарыновская публика встретила приговор экс-акиму Павлодарской области. Суд, признав его виновным в совершении преступлений, переквалифицировал их на менее тяжкую статью и приговорил Ерлана Арына к условному наказанию.
Зачитав приговор, судья отпустил бывшего акима на свободу прямо из зала суда. Без конфискации. Так что подсудимый в буквальном смысле отделался легким испугом. Немногочисленные представители оппозиционной общественности назвали приговор позором казахстанского суда.
В Астане услышали подсудимого
Председатель Специализированного межрайонного уголовного суда Павлодарской области Кабиболла Байгоншеков вместо пяти лет колонии строго режима с конфискацией, на которых настаивало гособвинение, дал экс-акиму всего лишь три года условно. Формально справедливость восторжествовала, так как подсудимый признан виновным, но фактически приговор для него оказался оправдательным, так как рассмотренные судом преступные деяния были переквалифицированы на менее тяжкую статью — 307, ч. 3 «злоупотребление должностными полномочиями».
В обвинении, напомню, фигурировало три статьи, в том числе особо тяжкая коррупционная 311 — «Получение взятки в особо крупном размере». Это значит, что Арын не матерый коррупционер, использовавший полученную от президента власть для получения мзды с подчиненных и бизнесменов, а случайно оступившийся госслужащий.
Подобного поворота в деле экс-акима ждали, но все равно результат стал неожиданным и шокирующим. Проявленный гуманизм к обвиняемому в тяжких коррупционных преступлениях оказался за пределами понимания. Всякое видавшие журналисты не верили своим ушам: после показаний свидетелей, рассказавших про мошенничество со спонсорской помощью и многомиллионные откаты, казалось, что вина подсудимого доказана, и от реального наказания ему не отвертеться. Даже несмотря на просьбу прокуратуры учесть при вынесении приговора смягчающие обстоятельства, никто не предполагал, насколько щедрым окажется суд, а вернее тот, кто реально писал приговор экс-акиму. Видимо, верноподданнические клятвы подсудимого были услышаны в Астане.
Примечательно, что судья зачитывал резолютивную часть приговора настолько тихо, невыразительно и вымученно, что создавалось впечатление, будто делает он это против своей воли. Журналисты увидели в этом подтверждение сделанных накануне предположений о том, что не только итоговое обвинение, но и приговор подсудимому писались не в Павлодаре, а в самых высоких столичных инстанциях.
Извращенная логика
Как только стало понято, что Арыну не придется отбывать реальное наказание, присутствовавшая в зале суда многочисленная группа его поклонников из числа преподавателей Павлодарского госуниверситета (до работы акимом области он десять лет был его ректором) громко зааплодировала. А когда «герой» процесса вышел после оглашения приговора из «аквариума», ликующая толпа приняла его в свои объятия.
Всего лишь несколько человек выразили недовольство вердиктом, назвав все происходящее позором казахстанской судебной системы. В их числе был заместитель председателя ОСДП и бывший павлодарский мажилисмен Серикбай Алибаев.
- Мне кажется, что это все было срежиссировано. Сделали все, чтобы увести от ответственности. Арын ушел в отставку после того, как его советник Толеген Бастенов был пойман при получении многомиллионной взятки. Потом было возбуждено уголовное дело и следствие выявило десять эпизодов, связанных с мошенничеством, получением откатов, разворовыванием спонсорской помощи. Только по выявленным фактам Ерланом Арыном было получено более 300 миллионов тенге, — заметил бывший депутат.
ОБратив внимание на то, что в суд попало всего лишь два эпизода, он считает, что в принципе даже и их хватило бы, чтобы показать, что в Казахстане действительно борются с коррупцией.
- Однако почему-то гособвинитель просит о снисхождении для экс-акима и ссылается на смягчающие обстоятельства: награды, звания и прочее. Это парадокс, — уверен Серикбай Алибаев.
- Арын своими действиями подрывал авторитет государства, развращал подчиненных, приучая их брать взятки и воровать спонсорскую помощь. То есть последствия его преступлений очень серьезные. А в итоге его даже не посадили. Это разве справедливость? Это четкий сигнал облеченным властью чиновникам — воруйте. Нынешний приговор еще раз показывает, чего стоит на деле общеказахстанская борьба с коррупцией, — прокомментировал финал арыновского процесса представитель оппозиции.
Двойные стандарты правосудия и в самом деле колют глаз. В прошлом году павлодарский пограничник, задержанный на контрольно-пропускном пункте Урлютобе при получении взятки в 20 тысяч тенге (якобы помог бизнесмену перевезти товар через границу) по просьбе военной прокуратуры был приговорен к семи годам лишения свободы. Без каких-либо ссылок на смягчающие обстоятельства. Хотя у молодого парня тоже были и дети, и прекрасные характеристики (на защиту сослуживца встала вся дежурившая на посту смена пограничников во главе с командиром) и отсутствие судимости. И никакой переквалификации дела не произошло, хотя взятка сильно смахивала на провокацию, так как задержанный бедолага был простым связистом и к пропуску через границу товаров и людей отношения не имел.
Все шито-крыто
Скандальный арыновский процесс и не менее скандальный приговор стали убедительным подтверждением негласной чиновничьей истины «бери больше — дадут меньше». Наказание в три года условно за вопиющие и особо тяжкие преступления становится фирменным стилем павлодарских антикоррупционных процессов. Недавно такое же наказание получил бывший начальник отдела строительства Павлодарского района Асхат Копешев.
Изначально акиматовского чиновника обвиняли в развале президентской программы «Занятость-2020» (для переселенцев, участвующих в программе, за счет бюджета приобретались гипсокартонные избушки в сельской глуши по заоблачным ценам) и хищениях на сумму свыше 394 млн тенге. А в конечном счете чиновника признали виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, причинении ущерба государству на сумму около 78 млн тенге и дали три года условно.
После того, как трешку условно получил Ерлан Арын, мало кто уже сомневается, чем закончится процесс над советником акима области Толегеном Бастеновым, еще одним высокопоставленным сидельцем, ожидающим в ИВС суда. Именно после его задержания на получении многомиллионной взятки половина руководства области ушла в отставку и было возбуждено уголовное дело в отношении «должностных лиц Павлодарской области».
Отмечу, что Бастенов до прихода в облакимат работал акимом Павлодарского района и был не только непосредственным руководителем Асхата Копешева, но и, по общему мнению, являлся главным организатором аферы с распилом средств, выделенных на президентскую программу. Так что в этом закрученном пасьянсе районный чиновник Копешев отдувался за грехи г‑на Бастенова, тогда как тот, в свою очередь, пострадал за своего начальника, поскольку взятку, на которой его задержали, брал не для себя, а для акима области.
Ну а Ерлан Мухтарович с учетом его заслуг перед государством уже признан не взяточником, а злоупотребившим полномочиями госслужащим. Прибавьте сюда, уважаемые читатели, ожидаемые в будущем году большие амнистии в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне и 20-летием Конституции, и у вас исчезнут последние сомнения относительно перспектив вышеуказанных господ. Как сказал увозивший меня с процесса таксист: «Все у них шито-крыто».