На очередное повышение розничных цен на топливо 7 июня белорусы отреагировали массовым протестом. Около половины восьмого вечера колонна машин с включенным аварийным светом въехала на проспект Независимости, и вдруг все автомобили «поломались». Водители открыли капоты и занялись «починкой». Некоторые достали из багажников пустые канистры в знак того, что у них «закончился» бензин. Стекла в авто были украшены красноречивыми листовками — человек с заправочным пистолетом у виска.
В считанные минуты акция «Стоп-бензин», организованная через Интернет общественным движением «За авто», охватила центральную часть проспекта. Движение встало от Главпочтамта до площади Якуба Коласа, то есть на отрезке, равном трем перегонам метро. Гаишники пытались разговаривать с водителями, проверяли у них документы, несколько авто даже увезли на эвакуаторах, но против 3‑километровой змеи, поглотившей и невольных участников акции, стражи порядка были бессильны.
Скоро действо приобрело карнавальный характер. Водители, спасаясь от эвакуатора, стали медленно тянуть друг друга на тросах, машины сигналили, велосипедисты и прохожие одобрительно приветствовали колонну, самые щедрые в знак поддержки даже посыпали автомобили мелкими рублевыми купюрами (все равно ведь уже не деньги).
Журналисты, ведшие онлайн-репортажи с места событий, отмечали, что несанкционированная акция проходит абсолютно спокойно: сотрудники ГАИ ведут себя сдержанно, а спецназ наблюдает за процессией со стороны. Все закончилось в десять вечера — без драк и столкновений с милицией.
Дорого и мало
С 7 июня горючее на белорусских заправках подорожало на 31%. Официальное сообщение об этом появилось 6 июня вечером, когда ехать на заправку было уже поздно. Решение принято «в целях защиты внутреннего рынка от несанкционированного вывоза нефтепродуктов, уменьшения диспаритета цен на автомобильное топливо в Беларуси и соседних государствах и обеспечения эффективной работы нефтеперерабатывающих заводов».
Это четвертое повышение с начала года, в совокупности рост цен составил около 70%, то есть примерно столько же, на сколько за пять месяцев обесценился рубль. Руководство государственного концерна «Белнефтехим» не скрывало своего стремления приравнять 1 литр бензина к 1 доллару, и правительство это желание поддержало. Литр АИ-92 со вчерашнего дня стоит 5100 белорусских рублей — столько же, сколько и отсутствующий в обменниках «зеленый». Однако белорусам платят не в долларах, а в рублях, и после девальвации зарплаты не выросли. Так что если в предвыборном декабре на среднюю получку в 1,5 млн рублей водитель мог купить 556 литров АИ-92, то в июне — только 306 литров.
Непрерывное подорожание ГСМ связано с резким падением рентабельности белорусской нефтепереработки. Мозырский НПЗ в рейтинге самых прибыльных белорусских открытых акционерных обществ по итогам 2010 года опустился с первой позиции на четвертую и, по свидетельствам нефтепереработчиков, продолжает терпеть убытки.
- Мы покупаем нефть за валюту. Но продаем нефтепродукты в Беларуси за рубли. Установленный обменный курс не позволяет нам полностью расплатиться за получаемое сырье. Производство становится убыточным, — объяснил TUT.by суть бензиновой проблемы представитель белорусского НПЗ.
Поставки топлива на внутренний рынок Беларуси всегда были убыточными. Однако если раньше этот недостаток компенсировался выгодными поставками на зарубежные рынки, то теперь, если верить нефтепереработчикам, спрэд (разница между поставками на внутренний и внешний рынки) ушел в отрицательную область.
И так как в условиях валютного вакуума Беларусь старается максимально наращивать экспорт ГСМ, внутренний рынок неизбежно страдает. Сразу же после официальной девальвации 25 мая в стране начались перебои с поставками бензина. Сначала АИ-92 исчез в частной заправочной сети, а 3 июня «Белнефтехим» ввел ограничения по отпуску нефтепродуктов за рубли на всех своих АЗС: для легковых автомобилей — 25 литров, для большегрузных — 100 литров.
За рулем и не покуришь
«Белнефтехим» продолжал уверять, что проблем с ГСМ не существует, а ограничение связано лишь с ажиотажным спросом на бензин, который якобы просто не успевают подвозить. Однако в Интернет попала копия распорядительного письма руководства госконцерна, где черным по белому было написано: «в связи с крайне низкими остатками нефтепродуктов на складах хранения и ажиотажным спросом со стороны населения». Новость об «остатках» только подогрела топливную лихорадку и удлинила очереди на заправках.
По данным мониторинга «Белнефтехима», в мае 2011 года белорусы купили горючего в 1,5 раза больше, чем в мае предыдущего года, причем на приграничных АЗС — в 2,3 раза больше. При этом пресс-служба концерна настаивает, что «нефтеперерабатывающими заводами республики производится достаточно топлива для полного обеспечения внутреннего рынка страны, в том числе и с учетом возросшего спроса».
В то же время, несмотря на последнее подорожание бензина, лимит на его приобретение так и не сняли. Власти ждут, когда пройдет лихорадка на АЗС. Если желающих покупать бензин по новым ценам поубавится, ограничение отменят, сообщают источники информагентств. И это лишний раз свидетельствует о том, что горючего на складах кот наплакал.
Акция протеста «Стоп-бензин», несмотря на видимый успех, конечно же, не поколеблет цены на ГСМ и не удержит правительство от новых непопулярных решений. Экономическая ситуация в Беларуси такова, что даже шаманское заклинание Александра Лукашенко — «нет тех товаров сегодня, на которые надо было бы повысить цены» — не работает. Для курящих автолюбителей в эти дни двойной шок. С 8 июня в Беларуси подорожали табачные изделия, в основном на 30—60% в зависимости от марки. Соответствующее постановление Минэкономики держалось в тайне и появилось на лентах информагентств только после обеда 7 июня.
Согласно официальной трактовке, мера принята не только из-за роста курса валют, но также «в целях выполнения плана мероприятий по борьбе с табакокурением в соответствии с положением Рамочной конвенции ВОЗ». Во время кризиса очень удобно бороться за здоровый образ жизни.
Excerpt from:
Бензиновый пистолет у виска водителя