Известный казахстанский юрист считает, что сотрудники уголовно-исполнительной инспекции КУИС МВД сразу трех регионов – Алматинской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей – грубо и систематически нарушают права людей, которым решением суда запрещено занимать определенные должности. В частности, речь идет о лишенных водительских прав.
Автор: Евгений ЖОВТИС
Евгений Жовтис перечислил все нарушения куисовцев в своих заявлениях, адресованных председателю Верховного суда Бектасу Бекназарову, генеральному прокурору Асхату Даулбаеву, министру внутренних дел Калмуханбету Касымову и омбудсмену Аскару Шакирову.
В интервью порталу «Республика» председатель совета Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности поделился подробностями своих скандальных заявлений.
- Евгений Александрович, чем на этот раз вам не угодили офицеры уголовно-исполнительной инспекции МВД?
- Лица, лишенные водительских прав в результате совершения ДТП, должны быть поставлены на учет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства. Так вот, по имеющимся у нас многочисленным свидетельствам, некоторые офицеры этой инспекции выдвигают ряд требований, не предусмотренных действующим уголовно-исполнительным законодательством. Например, незаконно требуют принести справки из психо- и наркодиспансеров, предоставить по три объяснительных от соседей и еще одну — от близкого родственника, характеризующих осужденного к лишению водительских прав, давать подписку о необходимости предоставлять в инспекцию полный отчет о своем поведении, об обязанности воспитывать детей, не нарушать общественный порядок и т. д. и т. п. Более того, каждый сотрудник закон трактует по-своему: алматинская и восточно-казахстанская инспекции требуют явки раз в месяц на так называемую «отметку», а павлодарские куисовцы — два раза. Хотя в законе четко прописано: подобные проверки проводить раз в полгода!
- Есть хоть какая-то уверенность, что руководители республиканских ведомств, кому адресованы ваши заявления о выявленных фактах нарушений в пенитенциарной системе, рассмотрят обращение объективно и по существу?..
- Либо, как всегда, спустят на тормозах? С этим я сталкивался не раз, пока отбывал наказание в колонии-поселении ОВ 156/13 Усть-Каменогорска. В аппаратах тех ведомств, куда я отправил свои заявления, есть немало профессиональных юристов. И столь явное и систематическое нарушение прав осужденных не заметить невозможно в принципе. Другой вопрос, захотят ли они «наверху» разбираться. Хотя поработать есть над чем. В наше бюро поступают десятки жалоб на сотрудников уголовной инспекции, которые незаконно требуют впустить их в дом, грубо нарушают покой осужденного и членов его семьи, неправомерно вторгаются в их частную жизнь. Кроме того, от осужденных также незаконно требуют сообщать о любом выезде за пределы населенного пункта — будь то служебная командировка, выезд на похороны, свадьбу, в отпуск и т. д. Знаете, за невыполнение этих, еще раз повторюсь, противоправных действий куисовцы на полном серьезе угрожают осужденным вернуть их обратно в колонию. Представляете?!
- Но такие требования явно выходят за рамки полномочий офицера КУИС! Вернуть обратно в колонию может лишь суд, но и для этого нужны веские основания.
- Согласен. Осужденный может быть привлечен к уголовной ответственности, но только за злостное неисполнение приговора суда. В нашем случае — если он сядет за руль автомобиля, будучи лишенным прав.
Обязанности осужденного к лишению водительских прав четко прописаны в 28 статье Уголовно-исполнительного кодекса и состоят в выполнении приговора суда. Кроме того, он обязан предоставлять по требованию куисовцев документы, связанные с исполнением наказания, сообщать им о смене работы, места жительства и являться по вызову в УИС. Сотрудник инспекции, если установлен факт нарушения, проводит с осужденным беседу, тот пишет объяснительную, почему нарушил вышеуказанные требования. Эти документы хранятся в его личном деле. И все!
- Хотите сказать, что любые иные требования офицера юстиции противозаконны?
- По крайней мере, в действующем уголовно-исполнительном законодательстве об иных требованиях речь не идет. В КУИС не понимают или не хотят понимать, что по отношению к так называемым «лишенникам» не существует режима отбывания наказания, дополнительных условий и требований. Однако сотрудники уголовной инспекции Семея, Усть-Каменогорска, Павлодара, Алматы, Енбекшиказахского, Талгарского и Карасайского районов Алматинской области продолжают предъявлять «лишенникам» незаконные требования.
- Расскажите подробнее про обязанности сотрудника уголовной инспекции. Ведь многие лишенные водительских прав не знают законов. Видимо, поэтому куисовцы и перегибают палку со своими незаконными требованиями?
- В пункте 3 статьи 24 УИК РК говорится: обязанности уголовно-исполнительной инспекции заключаются в учете осужденных; контролировании соблюдения осужденным предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверке исполнения приговора суда по месту работы осужденного; в отношении осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания, — в осуществлении первоначальных розыскных мероприятий и внесении в суд представления об объявлении в розыск. Еще раз повторюсь: никаких иных полномочий действующее законодательство уголовно-исполнительным инспекциям в отношении исполнения наказания в виде лишения права управления автомобилем не предоставляет.
- Евгений Александрович, многие водители, лишенные прав, не могут понять, к какой категории осужденных относятся. Можно ли вообще «лишенников» считать осужденными?
- Лица, лишенные водительских прав, не являются условно осужденными, так как в приговоре суда нет специальных условий отбывания наказания.
Они и не условно-досрочно освобожденные, поскольку в постановлении суда нет условий и ограничений, связанных с досрочным освобождением их от отбывания наказания. Более того, в отношении этой категории людей не установлен административный надзор, который предусматривал бы обязательную отметку раз в неделю, запрет на выезд из населенного пункта без согласования с правоохранителями, подробный отчет о поведении, проверку по месту жительства. По этим причинам я и обратился с заявлениями в Верховный суд, МВД, Генпрокуратуру и омбудсмену.
- О чем конкретно идет речь?
- Я попросил провести служебную проверку изложенных фактов и принять меры к восстановлению нарушенных прав осужденных. Кроме того, требую наказать куисовцев, виновных в предъявлении к осужденным требований, не предусмотренных действующим уголовно-исполнительным законодательством, и обеспечить неукоснительное и единообразное исполнение закона офицерами уголовно-исполнительной инспекции. Посмотрим, что на этот раз ответят.
- Пользуясь случаем, хотел бы поинтересоваться вот чем. Ходит много разговоров вокруг вашей персоны. Одни твердят, что вы уехали из страны, другие — что пакуете чемоданы. Можете подтвердить или опровергнуть эти слухи?
- Пока никто никуда не уезжает и никого никуда не гонят. Шутка. Если серьезно, я знаю о телодвижениях офисного планктона, о комментариях на различных форумах и не хотел бы давать им повод разглагольствовать. Напишите так: последний вопрос Жовтис оставил без ответа…
Беседовал Абульфаих ТУРСУНОВ
Read the article:
Беззаконие в КУИС нужно прекратить!