Объяснительная записка председателя Алматинского горсуда Таймерденова по делу российского бизнесмена Александра Сутягинского не таит в себе слишком уж больших неожиданностей. Ее лейтмотив: «А я был не при делах». Тем не менее интересно посмотреть, как строится его аргументация.
Мы завершаем комментирование «Справки по итогам проведения служебного расследования по представлению председателя Алматинского городского суда Таймерденова М.» и приложений к ней.
Напомним, что она была подготовлена по поручению Бектаса Бекназарова судьей Верховного суда РК Волковой Ж.А. и завсектором статистики организационно-аналитического отдела департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК Бектуровым С.Н.
На этот раз поговорим о председателе Алматинского городского суда Таймерденове М.Т., поскольку, как мы уже не раз писали, он играет ключевую роль во всей этой скандальной истории. И что интересно, похоже, отделается легким испугом.
«А я не при делах…»
Начнем с объяснительной записки господина Таймерденова на имя председателя Верховного суда РК. Зная неформальные правила составления подобных бумаг, можем сказать, что она написана с большим апломбом.
Начнем с того, что документ назван «Пояснением», хотя та же судья Утемисова озаглавила свои показания «Объяснением». Согласитесь, при схожем смысле это два совершенно разных слова. Во втором случае человек объясняет начальнику свой проступок и причины, по которым он его совершил. В первом же снисходит до пояснений того, что же случилось.
В тексте «Пояснений» Мейрамбека Таймерденова весьма кратком, на две страницы с увеличенным пробелом между строками, председатель Алматинского городского суда делает упор на следующие обстоятельства:
- во-первых, он с 10 июля по 9 августа находился в очередном трудовом отпуске;
- во-вторых, свои обязанности возложил на председателя апелляционной судебной коллегии по уголовным делам Мерекенова Л.Т.;
- в‑третьих, 10 июля перед уходом в отпуск вызвал к себе в кабинет Мерекенова Л.Т. и Утемисову К.Д., где разъяснил им (цитируем): «что данное уголовное дело имеет большой общественный резонанс, поэтому необходимо рассмотреть данное уголовное дело в кратчайшие сроки в соответствии с соблюдением закона, где согласно заключению председателя коллегии Меркенова Л.Т. приговор Специализированного межрайонного суда по уголовным делам от 28 марта 2013 года остался в силе и изменению не подлежит» (так в оригинале — ред.).
В общем, председатель Алматинского городского суда на своем высоком уровне подтвердил, что нормы, прописанные в законе о независимости казахстанских судей, это сказки для дошкольников.
Далее Мейрамбек Таймерденов кратко пояснил Бектасу Бекназарову свои дальнейшие действия. Он, правда, не назвал дату, когда пригласил повторно судью Утемисову в своей кабинет. Но судя по контексту, это случилось 12 августа 2013 года, сразу после того как та вынесла и огласила свой приговор Александру Сутягинскому.
По словам Таймерденова, он в присутствии Меркенова Л.Т. (так в оригинале — ред.) и судьи кассационной судебной коллегии Карымсакова С.А. задал Кульпаш Дауренбековне вопрос, почему она применила статью 63 УК РК по такому тяжкому преступлению и не выполнила указание председателя коллегии Мерекенова Л.Т.?
На что она якобы ответила, что принятое ее решение является законным и справедливым и она сама знает, какое ей решение принимать. После чего в этот же день, 12 августа, в 14.00 вышеупомянутым Мерекеновым Л.Т. и начальником отдела внутренней безопасности Алтаевым А.А. «были внесены служебные записки и акты об отказе явиться в приемную председателя суда судьи Утемисовой К.Д.».
На основании вышеуказанных записок и актов Таймерденов издал распоряжение от 12 августа 2013 года №2—1—3/71 об изъятии у Утемисовой всех находящихся у нее в производстве уголовных дел и материалов.
После чего председатель Алматинского городского суда внес представление на имя председателя Верховного суда РК о приостановлении полномочий судьи Утемисовой согласно пунктам 5 и 11 статьи 20 конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».
Что утаил Таймерденов?
Ну что на все это можно сказать? Разве что повторить бессмертные слова великого театрального режиссера Станиславского — не верю!
Хотя бы потому, что Мейрамбек Таймерденов ничего не рассказал своему шефу о встрече с Утемисовой 2 июля 2013 года, когда та фактически отказалась выполнять его указания, озвученные как им самим, так и переданные через Мерекенова Л.Т.
Кроме того, зная, как по-хозяйски держится у себя в горсуде его председатель, никогда не поверим, что он спустил подобную дерзость пусть и судьи апелляционной судебной коллегии по уголовным делам. Мы уверены, что Таймерденов, если бы хотел, быстро поставил бы на место Утемисову. Но это если бы хотел.
Далее, председатель Алматинского городского суда ничего не рассказал про свои маневры с отпуском и выходами на работу, чтобы во время оглашения приговора по делу Александра Сутягинского оказаться не при исполнении служебных обязанностей.
И наконец, мы уже писали про то, насколько он был медлительным и неинформированным до момента оглашения приговора Утемисовой, зато после освобождения Сутягинского из-под стражи действовал весьма быстро и последовательно.
Судя по справке, у проверяющих тоже были претензии к главе Алматинского городского суда, но связанные корпоративными нормами поведения и необходимостью быть вынужденно корректными, поскольку речь шла о весьма влиятельном человеке, они отделались иносказаниями. Поскольку мы можем позволить себе быть недипломатичными, прочитаем написанное ими между строк.
Начнем с того, что все разговоры о том, что дела распределяются между судьями автоматически — это туфта на постном масле. Цитируем: «Все это говорит о нарушении процедуры автоматического распределения дел, и предполагает, что любое поступившее на рассмотрение дело можно распределить нужному судье, соответственно указав или удалив нужные фамилии в списках отсутствующих судей, и, что в свою очередь не покажет каких-либо нарушений автоматического распределения дел».
Попытка Мейрамбека Таймерденова уклониться от ответственности за скандальный приговор Александру Сутягинскому провалилась, потому что он не выполнил необходимые бюрократические процедуры. Он вышел на работу 12 августа, предоставив больничный лист за период с 30 июля по 10 августа, но забыл оформить это распоряжением о возложении своих обязанностей на кого-то другого. Поэтому теперь он формально должен нести ответственность за происходящее в подотчетном ему суде.
Кроме того, по мнению проверяющих, длительность рассмотрения дела в отношении Сутягинского А.А. судом апелляционной инстанции обусловлена неправильной организацией работы со стороны председателя суда и председателя апелляционной судебной коллегии.
Ничего более серьезного судья Верховного суда РК Волкова Ж.А. и завсектором статистики организационно-аналитического отдела департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК Бектуров С.Н. не накопали. Поэтому их резюме было не слишком убойным.
Еще одна цитата из справки: «На основании проведенного служебного расследования можно сделать вывод, что со стороны председателя Алматинского городского суда Таймерденова М. имеет место слабый контроль за организацией работы судей по отправлению правосудия, им допущено нарушение пунктов 1), 4) части 1 статьи 14, Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Пренебрегая требованиями указанных пунктов закона, председатель городского суда фактически самоустранился от исполнения своих обязанностей под предлогом внезапного заболевания».
Западу на заметку
Ну а завершается «Справка по итогам проведения служебного расследования по представлению председателя Алматинского городского суда Таймерденова М.» следующими вещими словами: «В результате изменение обвинения отношении осужденного Сутягинского А.А. на менее тяжкое, и назначение ему условной меры наказания вызвало негативную реакцию в казахстанских и зарубежных СМИ, что отрицательно влияет на имиджевую политику Верховного суда и судебной системы в целом».
Мы полностью согласны с вышепроцитированными строками. Только хотим усилить их, заявив, что имидж Верховного суда РК и всех нижестоящих судов в глазах казахстанцев ниже плинтуса и в то, что в нашей стране существует правосудие, справедливость и законность, не верит никто. Поэтому мы очень надеемся, что опубликованные нами статьи о деле Александра Сутягинского прочитают зарубежные прокуроры и судьи, рассматривающие запросы Казахстана об экстрадиции Вероники Ефимовой, Александра Павлова и других преследуемых за пределами Казахстана по политическим мотивам.
Чтобы там, на Западе, наконец-то осознали, что если кого-то из них выдадут Астане, то жертв их близорукости будут судить верные холопы елбасы в судейских мантиях, получающие указания, какой вынести приговор, из администрации президента. И по-другому в Казахстане быть не может.
Читать оригинал статьи: