А был ли теракт?
…Чем больше думаю о «теракте» в Актобе, тем больше склоняюсь к мысли, что на самом деле этот кровавый спектакль мог быть спланирован и срежиссирован спецслужбами. Возможно, это было организовано через лиц преступного мира, имеющих влияние в исламистских группировках Актобе. В итоге были найдены два десятка религиозных фанатиков, согласившихся сыграть роль террористов и устроить показательно-демонстрационную акцию в Актобе.
На мой взгляд, происшедшее в Актобе 5 июня сложно назвать терактом. По своей нацеленности и формату исполнения это, скорее, банальный бандитизм. У террориста, в отличие от бандита, всегда есть задача, отличающаяся от банального грабежа. Теперь уже ясно, что у этой акции не было никакой конкретной цели. Ну разве что считать таковой завладение оружием. Но оружие — это лишь инструмент для свершения теракта, а в чем состоял сам теракт?
Похоже, была задача — устроить как можно больший шум, по возможности не убивая гражданских лиц. Убивали только в исключительных случаях, когда была угроза самим бандитам. Именно поэтому убивали, в основном, бандитов, а не тех, на кого они нападали. Не странно ли?
Вообще, у казахстанского терроризма всегда была одна очень подозрительная особенность — в наших терактах террористов прогибает больше, чем окружающих. Какой-то садомазохизм. А зачастую есть даже теракты, когда террористы убивают сами себя, не причиняя вреда окружающим. Причем во всех случаях остается неясен смысл и нацеленность самих терактов.
Именно так и с «терактом» в Актобе. Никто не может сказать, что он преследовал и какая организация за ним стоит. Скорее всего, никакой организации не было вовсе. И это подтверждает мою версию, что людей, фанатично настроенных, просто кто-то собирал и организовал в преступную группу… на эту разовую акцию.
Для чего это было сделано? Тем, кого послали на акцию, возможно, сказали, что пришло время о себе заявить и показать всем, что радикальный ислам есть и в Казахстане. Эта идейная составляющая умерла вместе с теми, кто о ней знал.
Выскажу предположение — для тех, кто это инициировал, цель совершенно другая. Это, прежде всего, создание атмосферы страха и неуверенности в казахстанском обществе. Страх позволит сделать более лояльными казахстанцев к жестким и даже жестоким действиям властей против всех, кого они объявят своими противниками.
Страх в обществе — это способ заручиться молчаливой поддержкой большинства обывателей для принятия очередного пакета запретительных мер, которые позволят еще более усилить контроль над проявлением недовольства со стороны граждан. Власти слишком напуганы волной протестов по вопросу о земле и поэтому попытаются сделать все возможное, чтобы еще более обезопасить себя на случай повтора таких событий. Отсюда напрашивается вывод: используя угрозу исламского терроризма, власти могут предпринять очередное наступление на права и свободы мирных граждан в части проявления их гражданских инициатив. Это мой прогноз.
Думаю, нам стоит ожидать в самое ближайшее время принятия новых законов и поправок в законы, серьезно ограничивающие гражданские свободы. Параллельно могут быть предприняты какие-то меры в отношении тех общественных организаций, которые сегодня эти права и свободы отстаивают. Их либо попытаются закрыть, либо посадить на совсем короткий «поводок», исключающий возможность критики и высказывания своего несогласия в части принимаемых властями решений.
Что же касается «террористов», то, как только все успокоится и митинги протесов, загнанные под мощный пресс запретов, прекратятся, то прекратятся и «теракты».
Это в нашей истории уже бывало.
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА