Не сбылись прогнозы тех критиков режима президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, которые предрекали полное развенчание культа Сапармурата Ниязова и его забвение. И его помнят и нового величают.
На днях, осматривая новостройки центра Ашхабада, президент уделил особое внимание завершению работ по установке памятника своему предшественнику, чтобы тот «хорошо просматривался со всех сторон и гармонично сочетался с архитектурным ансамблем этого уголка столицы».
Как отметил Бердымухамедов, он считает своим долгом возвести памятник первому президенту и предложил ввести традицию возложения цветов к этому монументу в день кончины Сапармурата Ниязова, а также проведения поминального садака в родном селе Туркменбаши — Кипчаке, сообщили официальные СМИ Туркменистана.
А вот после того, как Гурбангулы Бердымухамедов осмотрел все, что должен был осмотреть, случилось историческое событие. Заместитель председателя кабмина, министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов от имени всех присутствующих пропел оду Бердымухамедову, «выразив огромную признательность президенту Гурбангулы Бердымухамедову за неустанное внимание и заботу о благополучии родного народа, повышении уровня жизни соотечественников, созданию наилучших социально-бытовых условий, воплощающихся и в масштабных градостроительных проектах».
После чего глава внешнеполитического ведомства страны обратился к аркадагу с просьбой «от имени граждан страны, руководителей всех структур» разрешить установить в одном из прекрасных уголков туркменской столицы памятник ему.
Тут же подключился председатель Демократической партии Туркменистана Касымгулы Бабаев, который заверил президента, что «со всех регионов страны поступают многочисленные предложения об установлении памятника аркадагу».
Что оставалось делать после этого Гурбангулы Бердымухамедову? Он скромно выслушал льстивые речи и, потупя взор, произнес сакральную фразу о том, что «желание народа является священным», а его цель, как главы государства, служить своему народу. Посему «поступайте, как он (народ) решит».
И вот не прошло и недели с того памятного дня, а сайт «Хроники Туркменистана» уже сообщил, что буквально на следующий день после того, как Бердымухамедов дал добро на сооружение памятника себе любимому, в Минкультуры состоялась собрание творческих работников, писателей, поэтов, мастеров изобразительного искусства. Естественно мастера культуры все как один поддержали инициативу о создании памятника президенту Туркменистана. Некоторые даже со слезами радости на глазах.
Вслед за этим, по информации сайта «Хроники Туркменистана», «стало известно имя скульптора, работающего над первым памятником нынешнему президенту Туркменистана. Сарагт Бабаев еще в марте 2012 года изготовил гипсовый макет памятника, где Бердымухамедов изображен верхом на коне». Соответственно, теперь Бабаев работает над пятиметровой скульптурой первого памятника в честь второго президента, который, скорее всего, будет открыт в торжественной обстановке уже этой осенью.
…Так что аркадаг оказался умнее Никиты Хрущева, прекрасно осознав, что развеять культ личности можно, но этим можно и подорвать авторитет авторитарной власти как таковой. Поэтому, убрав из центра столицы золотую фигуру Турменбаши, которая вращалась вслед за солнцем, ее не отправили в плавильную печь, а лишь подвинули с глаз долой. И по «Рухнаме» уже не проводят экзамены при поступлении в вуз, но ее по-прежнему изучают в рамках школьной программы.
И, вероятно, так будет до тех пор, пока Гурбангулы Бердымухамедов не предложит собственную систему координат, идеологию, по которой должны жить туркмены в Эпоху Могущества и Счастья, после чего о предшественнике Туркменбаши можно будет благополучно забыть.