6 июля Казахстан отметил День столицы в ознаменование решения бывшего президента Нурсултана Назарбаева в 1994 году перенести столицу из Алматы на юге в Акмолу на севере. Впоследствии столица была переименована в Астану, но после внезапной отставки Назарбаева с марта 2019 года она стала известна как Нур-Султан. 6 июля также день рождения Назарбаева. Несмотря на отказ от поста президента в пользу своего помазанного преемника, спикера Сената Касым-Жомарта Токаева, бывший глава государства сохранил титул лидера нации и пост пожизненного председателя Совета национальной безопасности. Неудивительно, что Назарбаев по-прежнему широко считается как внутри страны, так и за рубежом, как власть, стоящая за троном, которой президент Токаев доверяет все ключевые решения (Inform.kz, 19, 23 марта 2019 г.).
В этом году празднование Дня столицы в Алматы было омрачено акцией протеста, организованной давним критиком режима Назарбаева Жанболатом Мамаем. Небольшая группа людей во главе с Мамаем, которые позже были насильственно разогнаны полицией, призвала Назарбаева навсегда покинуть политическую сцену, выразила свой гнев по поводу роста инфляции и раскритиковала экономическую зависимость Казахстана от Китая. Последний пункт был постоянной темой внутренней политики Казахстана в последние годы, вплоть до полного молчания коридоров власти. Совсем недавно, в конце марта 2021 года, активисты оппозиции, включая вышеупомянутого Мамая, провели предварительно санкционированный митинг в Алматы с участием около 300 участников, протестовавших против «китайской экспансии» в Казахстан.
С февраля китайское консульство в Алматы усердно пикетируется родственниками этнических казахов, которые предположительно содержатся в так называемых «лагерях перевоспитания», расположенных в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая (СУАР). Подобные несанкционированные пикеты имели место в середине 2020 года, но они были немногочисленными и редкими, плохо посещаемыми и быстро подавлялись правоохранительными органами (Tirek.info, 30 мая; Vlast.kz, 25 марта; Радио Азаттык, 18 февраля, 13 июля; Holanews .kz, 26 июня 2020 г.). Еще в декабре 2019 года Токаев рассказал Deutsche Welleжурналист, которая также оказалась дочерью Бориса Немцова, известного российского оппозиционного политика, убитого недалеко от Кремля в 2015 году: «Я думаю, что эти материалы [о принудительном труде в СУАР] не соответствуют действительности. Могут быть единичные случаи попадания этнических казахов в учреждения перевоспитания, но […] для массового принуждения казахов туда нет такой тенденции »(Lsm.kz, 5 декабря 2019 г.).
Правительство Казахстана при Назарбаеве и Токаеве, последний из которых свободно говорит на мандаринском диалекте, постоянно стремилось поддерживать беспроблемные отношения с соседним Китаем. На сегодняшний день ограниченная демократия в Казахстане по-прежнему находится под микроуправлением правящего режима, который не позволяет действительно оппозиционным элементам влиться в мейнстрим. Например, Демократическая партия Мамая была зарегистрирована Министерством юстиции в конце 2019 года, но не смогла провести свой первый съезд. Движение находящегося в изгнании банкира Мухтара Аблязова из Франции было запрещено казахстанским судом в 2018 году как экстремистское. Последние парламентские выборы в январе 2021 года, бойкотированные Общенациональной социал-демократической партией, принесли еще одну победу НурОтану, который под председательством Назарбаева. Правящая партия фактически сохранила свое большинство в 70 с лишним процентов. Однако даже при наличии такой системы режим не может полностью контролировать недовольство населения (Интерфакс, 10 января; zonakz.net, 19 февраля 2020 г .; informburo.kz, 13 марта 2018 г.).
Критика растущего влияния Китая на казахстанскую нефтяную промышленность и зачастую противоречивые методы управления, навязанные иностранными китайскими руководителями, уже широко обсуждались во время протестов 2014 года в Жанаозене. Те закончились кровопролитием в День независимости (16 декабря), когда правительственные войска открыли огонь по невооруженным демонстрантам. Маломасштабные акции протеста против экономических интересов Китая в энергетической сфере на Каспии — в основном вызванные более прозаичными проблемами, такими как условия труда и, в конечном счете, малоизвестными — совсем недавно имели место в 2020 и 2021 годах. Однако проблема Китая более заметна. вышло на первый план в 2016 году, когда до 2000 человек ежедневно в течение почти двух недель протестовали против предполагаемых планов правительства сдавать пахотные земли в аренду китайским компаниям. Как результат, власти ввели мораторий и создали земельную комиссию, а два министра остались без работы (Lenta.ru, 6 мая 2016 г.). В мае 2021 года президент Токаев подписал закон, закрепляющий запрет на продажу сельскохозяйственных земель иностранцам (Tengrinews.kz, 13 мая).
Китай остается вторым по величине торговым партнером Казахстана после России и крупным инвестором. Однако затяжной кризис в мировой нефтяной отрасли, начавшийся в 2014 году и (после короткого периода передышки) усугубленный пандемией COVID-19, оставил свои шрамы. В 2020 году Китай репатриировал рекордную прибыль от прошлых инвестиций в размере 811 миллионов долларов по сравнению с направлением чистых инвестиционных потоков в Казахстан на сумму 670 и 569,4 миллиона долларов в 2013 и 2014 годах, соответственно. В отличие от этого, согласно статистике торговли Казахстана, Россия из года в год сохраняет положительный чистый приток инвестиций с 2013 года. По мере того, как реализация проектов Китайской инициативы «Один пояс, один путь» застопоривается по всей Центральной Азии, властям Казахстана становится все сложнее противодействовать популярным антикитайским высказываниям. который питается как откровенной дезинформацией, так и давними опасениями (Stat.gov.kz, по состоянию на 23 июля). Таким образом, становится все труднее выдерживать политику уступчивости Нур-Султана в отношении Пекина.
Источник: https://jamestown.org/