Казахстанская оппозиция за рубежом объявила о создании Социал-либеральной партии. Ее сопредседатель Айдос Садыков не собирается гнаться за массовостью и госрегистрацией. По его мнению, нельзя играть по правилам власти, а нужно самим диктовать ей условия.
Мы попросили Айдоса Садыкова ответить на вопросы редакции.
- Айдос, на какое поле, по вашему мнению, сегодня придет новая политическая сила?
- В Казахстане сейчас официально восемь политических партий, все они зарегистрированы. В каждой от 50 000 до почти миллиона человек. Конечно, все эти цифры дутые, никаких десятков и тем более сотен тысяч членов в казахстанских партиях нет. Как показали последние выборы, многие из них даже не смогли обеспечить наблюдение на избирательных участках, от силы смогли понаблюдать на одном проценте от общего количества.
Кроме того, все эти партии изначально зависимы от власти, все лидеры зарегистрированных партий — люди Назарбаева, в прошлом занимали ответственные посты или были связаны с бизнес-партнерами президента. За исключением периода выборов, эти организации никакой деятельностью не занимаются, а в период выборов просто имитируют активность, чтобы затянуть на избирательные участки побольше людей. Фактически все эти партии можно назвать филиалами «Нур Отана», причем филиалами совершенно бесправными, абсолютно лишенными самостоятельности.
- И на этом фоне вы считаете, что оппонентам власти необходимо создавать свое партию?
- Давно назрела необходимость в создании реально оппозиционной демократической партии. После закрытия «Алги» и ареста Мухтара Аблязова и Владимира Козлова оппозиция как организованная сила в Казахстане перестала существовать. Нужно было срочно что-то придумывать и организовывать. Да, можно было бы создавать движение или ограничиться постами и редкими акциями, ждать, пока появится новый Мухтар Аблязов, или все-таки решиться на создание оппозиционной партии. Мы решили, что надо создавать партию и не ждать с моря погоды.
Если помните, еще в начале 2015 года я предлагал собраться и провести съезд оппозиции в Киеве. По различным причинам собраться тогда не получилось. Главной целью того съезда должно было быть создание единой оппозиционной организации, движения или партии. Не получилось, но мы все-таки нашли возможность поговорить. Кто-то приезжал в Киев, с кем-то пришлось связываться по интернету. В конце концов после долгих разговоров и обсуждений мы создали Социал-либеральную партию Казахстана
- Почему выбрана именно социал-либеральная направленность?
- Были предложения остановиться на чисто либеральной платформе, кто- то предлагал социал-демократическое направление, но чисто либеральные идеи сейчас в Казахстане вряд ли найдут понимание. Есть небольшое количество сознательных и последовательных либералов, но в большинстве своем эти люди не очень активны и как бы отстранены от основной массы населения. Социал-демократия, по крайней мере в Казахстане, себя дискредитировала, люди сразу начнут ассоциировать с определенными людьми и партиями.
Кроме того, по нашему мнению, именно идеи социал-либерализма наиболее подходят для нашего народа. С одной стороны, полная свобода самовыражения в политике, культуре, и в то же время повышенные налоги для состоятельных людей. Состоятельные граждане, особенно те, кто заработал свои миллионы на природных ресурсах, должны делиться с менее состоятельными. Люди низкой зарплатой и временно безработные должны чувствовать себя в безопасности, не бояться за свой завтрашний день и за будущее своих детей. А государство обязано защитить своих не очень удачливых граждан, в том числе и за счет людей удачливых, а не наоборот, как происходит сейчас.
Это — нормальная практика во многих развитых странах. Например, в той же Дании, лица, зарабатывающие более 100 000 долларов в год платят более 40% с доходов, в Швеции и Бельгии — более 30%, а в Германии — около 25%. Все эти страны успешные, и никто не скажет, что там правят коммунисты. Мы тоже должны брать пример с таких стран и выравнивать социальное неравенство.
Что касается формы правления, мы считаем, что лучше всего для нас подходит форма парламентской республики, естественно, с выборностью всей исполнительной вертикали. Хватит с нас узурпации и диктатуры.
- Будете ли вы пытаться получить официальную регистрацию партии в Минюсте РК?
- Пока в Казахстане действует такой драконтовский закон о политических партиях с минимальным барьером для регистрации в 40 000 членов, регистрировать партию бессмысленно. Даже если мы уложимся в положенные рамки, то не сможем зарегистрировать независимую от властей политическую партию. Кроме того, в Казахстане не бывает честных и прозрачных парламентских выборов, а партии регистрируются как раз для участия на выборах. Регистрировать партию ради регистрации бессмысленно, да и невозможно в Казахстане. В той же России для регистрации требуется всего 500 членов партии, в Украине такого минимума вообще нет. Мы пошли по пути создания партии без регистрации, будем регистрировать, когда снизят барьер до разумных пределов и, самое главное, будут созданы условия для честных выборов в парламент.
- Кто из известных в Казахстане людей собирается вступить в партию?
- С учетом нынешних условий, когда даже за посты в “Фейсбуке” стали преследовать, мы решили пока не оглашать имена тех людей, кто поддержал создание партии. Со временем, если они захотят, они сами скажут о том, что являются членами Социал-либеральной партии Казахстана. Так как я живу сейчас в Украине, в относительной безопасности, именно я, как сопредседатель, буду представлять партию в СМИ и на переговорах с физическими и юридическими лицами.
Хотя некоторые из наших партийцев в Казахстане горят желанием официально объявить о своем участии, мы считаем, что на нынешней стадии излишняя публичность в ущерб безопасности просто бессмысленна. Думаю, в скором времени вы узнаете имена некоторых других членов политсовета. Для проверенных и принципиальных общественных деятелей наши двери всегда открыты, а тем, кто только делает первые шаги в политике, надо будет пройти определенную стадию, прежде чем вступить в партию.
- Как собираетесь менять политическую систему?
- На нынешнем этапе мы должны сосредоточиться на расширении наших рядов, на создании сети в Казахстане и за рубежом. Методы всегда и везде были одни и те же: организованное, поступательное и непрерывное давление на власть. Людей пугают майданом, но майдан — это крайняя степень, когда народ уже выходит на улицы с целью свержения власти и не боится ни дубинок, ни пуль. При всем желании, если условия для революции не созрели, организовать майдан в Казахстане или где-нибудь еще невозможно.
Я знаком со многими майдановцами, поэтому прекрасно знаю, как все начиналось в Украине, как организовывались майдановские сотни, как люди неделями и месяцами жили в палатках. Никакой руки запада там не было, и не платные активисты рисковали своими жизнями. Все произошло по другим причинам, в первую очередь, из-за глупой, жадной и недальновидной политики Януковича и его окружения.
То же самое может случиться и в Казахстане, если Назарбаев не поймет, что надо, наконец, проводить политические реформы, не перестанет вместе со своим окружением относиться к стране, как к своему поместью. И тогда все эти домыслы о невозможности и неспособности нашего народа совершить революцию развеются, как дым.
- Вы пишете, что никакой массовости не будет, только люди с принципиальной позицией — хватит ли таких для реальных перемен?
- Для начала хватит. Массовость нужна на другой стадии, да и то не обязательно. Всегда все меняли небольшие группы людей, остальные затем к ним присоединялись. Никогда и нигде весь народ не участвовал в исторических процессах, для изменения системы необходима активизация меньшинства, от силы 001% от всего населения страны. Да и в гонке за массовостью есть свои минусы, в первую очередь, проникновение в организацию агентов и людей случайных. Лучше постепенно наращивать обороты, без сильных спадов и подъемов.
- При создании политической партии, тем более оппозиционной, всегда главный вопрос это финансирование. Как вы собираетесь решать его?
- Пока будем надеяться только на свои возможности. Вряд ли в нынешнее время кто-нибудь захочет вложить в оппозиционную партию свои деньги. Бизнесмены всегда просчитывают свои риски, и без лишней нужды не будут рисковать. Но создавать партию сразу на деньгах тоже нельзя, иначе она будет политической игрушкой для решения бизнес-задач.
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА