Автор: Камиль АЯНОВ
По словам руководителя общественной кампании «За достойное жилье!» Зауреш Батталовой, в последнее время ситуация в сфере долевого строительства опять приобретает «острую форму».
- Сегодня растет число дольщиков, обманутых уже не только застройщиками, но и властью, — заявила
Сколько ждут обещанного?
А начиналось все многообещающе. В 2008 году правительство наконец признало, что проблемы на строительном рынке есть. После многочисленных заверений в том, что объекты долевого строительства будут завершены, из бюджета были выделены средства. Нурсултан Назарбаев с высокой трибуны поручил правоохранительным органам немедленно разобраться со всеми
- Государство в свое время, выдавая лицензии застройщикам, выделяя земли под строительство жилых объектов и осуществляя надзор за ведением строительства, не выполнило свои функции, — отметила Батталова. — Оно допустило работу на рынке долевого строительства большого количества недобросовестных застройщиков. Оно должно отвечать за это.
Впрочем, при взгляде со стороны все выглядело вполне приемлемо: государство спасло рядового дольщика. Вернее, обещало спасти. Обещанного, как гласит народная мудрость, ждут три года. Они уже прошли.
- По истечении трех лет что мы видим? — задалась вопросом лидер общественной кампании. — Многие объекты не завершены, выходит постановление правительства, ухудшающее положение дольщиков — владельцев двух и более квартир. Как не могли власти обеспечить защиту дольщиков при начале долевого строительства, так они и сейчас не могут выполнить обещания.
Ищи, кому выгодно
По мнению председателя постоянно действующего Третейского суда REGIUM Ильи Лунева, сменив своего недобросовестного застройщика на акиматовское ТОО «АКБК «Жана курылыс» (оно в конечном итоге и должно гарантировать новоселье), дольщики совершили весьма сомнительную сделку, схожую с бартером сапожного инструмента на предмет гигиены. По словам судьи, изначально, согласно официальным планам правительства, акиматы должны были создать специальные организации, капитализировать их за счет бюджетных денег и отправить завершать долгострои.
- На данный момент нет никаких доказательств, что такая уполномоченная организация вообще наличествует, — подчеркнул Лунев. — Взамен нее предоставлено ТОО. ТОО — это «товарищество с ограниченной ответственностью». Оно является коммерческой организацией. Соответственно, цель деятельности этой организации — извлечение прибыли. Если цель организации извлечение прибыли, а деньги бюджетные, то из чего извлекается прибыль?
Найти источник дохода несложно. В договорах
- Цель — извлечение прибыли ТОО — достигнута, — считает Лунев. — Но права дольщиков такой постановкой вопроса существенно нарушаются.
Сейчас между «
- Самое основное нарушение закона — для того, чтобы обратиться с иском о выселении, нужно иметь право собственности на это жилье, — особо отметил Лунев. — Права собственности на эти объекты не зарегистрированы, потому что ни один из объектов еще не введен в эксплуатацию.
Впрочем, как показывает практика, деятельностью «Жана Курылыс» недовольны не только «многоквартирники», но и многие другие клиенты.
- Сегодня дольщики, которые въехали в свое жилье, не могут его узаконить, — рассказала Батталова. — Очень много нерешенных вопросов касательно земельных отношений и актов передачи имущества. Это серьезная проблема. Вторая проблема — въехав в свое жилье, люди увидели, что многие объекты завершены с большими огрехами. Им приходится заново ремонтировать свои квартиры, в которых они проживают, и плюс выделять дополнительные средства для ремонта общедомового имущества.
Но даже такое недоделанное жилье досталось пока немногим. Власти просят подождать, обещая выселить «многоквартирников» и заселить тех, кому повезло вложиться только в одну квартиру. Дескать, жилье есть, как освободим — получите.
- Они ждут своих квартир, но квартиры не выделяются, — напомнила правозащитница. — При этом их объекты даже не начали строить или они на определенной стадии строительства были заморожены. Государство же пытается все время сказать: мол, мы сейчас изымем у одних квартиру и вам передадим. Это, мягко говоря, ложь, потому что людей, нуждающихся в двух и более квартирах, насчитывается, по подсчетам того же акимата, всего 144. А дольщиков, которые не могут получить жилье, намного больше.
Получается, что, прикрываясь
- За все социальные взрывы и катаклизмы, которые будут происходить
Сильнее акимата зверя нет
Пока военные действия между дольщиками ограничиваются попытками выселения. А государство, по словам участников
- Наши люди выезжают на такие выселения, доказывают неправомерность данных действий, — рассказал Бижигитов. — И благодаря этому мы в последнее время в шести случаях помогли отстоять квартиры дольщиков.
Выселяющие приезжают без решения суда или
- У нас бывали случаи, когда судоисполнители тоже приходили незаконно, ссылаясь на решение суда о подписании трехстороннего договора, — припомнил координатор кампании. — И они поняли дословно «понудить подписать трехсторонний договор». В случае с председателем ЖСК «Независимость» они пришли и физической силой хотели заставить подписать договор, что недопустимо.
Правоохранительные органы в этом процессе занимают двоякую позицию. То ратуют за права одной стороны, то — другой. То успешно защищают, то менее успешно — выселяют.
- Без решения суда, без соблюдения всех процедур они не могут просто приходить и просто выселять, выкидывать на улицу граждан с их вещами, с их детьми, — заявила Зауреш Батталова.
Дольщиков удивляет, почему рядовое ТОО «Жана Курылыс», которое является лишь подведомственной организацией акимата, имеет высшую силу и может влиять на все инстанции.
- На наш взгляд, сегодня вопросы дольщиков перешли полностью в политическую плоскость, — уверена Батталова. — Сегодня акимат города Астаны не по зубам никому.
Как считают дольщики, именно
- Мы намерены начать инициировать новые массовые акции с требованием решения вопросов дольщиков, ипотечников и других категорий граждан, — сообщила Батталова. — При этом мы заявляем, что квалифицировать действия тех правозащитников, которые отстаивают интересы граждан, и действия самих граждан, которые отстаивают свои права, как разжигание социальной или
See the article here:
«Урезоньте акимат, иначе мы ответим!»