Автор: Ирина МЕДНИКОВА
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ 11.04.2011
Напомним, в 2009 году 12 топ-менеджеров «БТА Банка», «Темiрбанка» и ряда коммерческих структур были осуждены «за содействие организованной преступной группе Мухтара Аблязова в хищении денежных средств в особо крупных размерах», которое, по мнению не аффилированных со следствием экспертов и защиты, доказано не было. Тогда десятки коллег подсудимых сотрудничали со следствием и, как они сами рассказывали, в обмен на это прошли по делу свидетелями. В 2010 году дело вернули на доследование, и многие из свидетелей сами оказались под следствием. Так началась «вторая серия» «дела «БТА Банка».
8 апреля, в пятницу, завершилось предварительное следствие и началось итоговое судебное заседание в Медеуском суде под председательством судьи Галыма Бекбатырова.
На скамье подсудимых — 22 управленца, среди которых и осужденные по «первой серии» дела — это Генриг Холодзинский (5 лет условно), Багдат Тасибеков и Ермек Диканбаев (по 8 лет лишения свободы). Самому старшему из подсудимых 65 лет, самым молодым — 29. Менеджеры обвиняются в «содействии хищению денежных средств в особо крупных размерах в рамках ОПГ Мухтара Аблязова», якобы созданной в период его управления БТА.
В пятницу заседание продлилось два часа. Защита заявила 14 ходатайств — почти все о возвращении дела на доследование, назначении финансово-экономической, судебно-технической и почерковедческой экспертиз, так как в материалах следствия обнаружены нестыковки и фальсификации.
- В постановлении о хищении, которое вменяется в вину, нет сведений о нанесении ущерба, — начал адвокат Даулета Искакова. — Сумма, которая якобы входит в похищенные деньги, является суммой кредита, и кредит полностью погашен. Что украдено? Нет ущерба — нет состава преступления.
- Хищение преследует корыстные цели, однако кредиты были потрачены на целевые нужды предприятия, — заметил также защитник в интересах Айбека Нуркайдарова.
О том, что в деле нет ни слова о нанесенном ущербе, сказал практически каждый выступивший адвокат. Но кроме «натяжки» обвинения защита выявила и настоящие фальсификации.
- Перед началом судебного заседания я подала жалобу, но прокуроры, не дождавшись процессуального решения по ней, передали дело в суд, — заявила одна из подсудимых — Назгуль Кажали — и попросила суд разобраться с этим вопросом.
О том, что заключение аудиторов и АФН противоречат материалам дела и фактам, сообщили три адвоката.
- Заключение эксперта противоречит заключению АФН, — отметила адвокат Жандосова в интересах Багдата Тасибекова, — также необходима почерковедческая экспертиза — подписи подделываются с 2009 года, и нам отказывают в экспертизе! Просим также назначить судебно-техническую экспертизу.
Адвокаты читали ходатайства, судья спрашивал мнение прокурора, прокурор говорил как будто заученный текст — что все они преждевременны и должны быть заявлены во время рассмотрения конкретных эпизодов дела. После этого судья соглашался с мнением прокурора и отказывал в рассмотрении ходатайств.
Один из подсудимых, управляющий компанией «Алсер Консалтинг» Серик Садыков, не выдержал.
- Экспертиза по эпизоду компании «Алсер Консалтинг» признала, что хищения нет, что нецелевого расходования нет! Всеми встречными проверками это подтверждается, ни одного тенге не ушло за границу! — эмоционально жестикулируя, говорил г‑н Садыков. — Когда я в последний раз ознакомился (с материалами дела — авт.), спросил их (следователей — авт.) — за что меня?! Руководитель следственной группы Иванов сказал: «Да, фактически вы не виноваты, но вы оказались не в нужном месте, не в нужное время». Это что за постановка вопроса, я не совсем понял?!
Дальше г‑н Садыков удивленно рассказал о фальсификациях, которые адвокатам предыдущего дела хорошо знакомы…
- Самое вопиющее — подделали подпись мою на 10 финансовых документах! — возмущался он. — Отдали на исследование, меня не предупредили. Один документ исследуют, под второй подставляют мою подпись. Я дал два ходатайства, чтобы повторно это сделали, оба отказали. Экономико-бухгалтерская экспертиза — отказали. И что теперь делать? Что мне делать? Все подделано!
Судья явно занервничал. Зал загудел.
- У нас такая же ситуация, — слышалось и от адвокатов, и от подсудимых.
Из 22 подсудимых семь в настоящее время находятся под арестом, из них 5 осуждены по предыдущему «делу БТА», а двое были заключены под стражу осенью 2010 года — это Даулет Искаков, 1978 года рождения, и Назгуль Кажали, 1977 года рождения. Причем девушка содержится в одиночной камере.
На первом заседании защитники ходатайствовали об изменении меры пресечения для г‑на Искакова на подписку о невыезде и для г‑жи Кажали— хотя бы о переводе в изолятор.
Прокурор посчитал изменение меры пресечения невозможным, суд, однако, оставил ходатайства на рассмотрении.
На этом первое слушание завершилось.
Заседания будут проходить в Медеуском суде до конца этого месяца каждые вторник и четверг с 11 часов утра. Начиная с 1 мая — каждые вторник, четверг и пятницу с 11.00.
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
Continued here:
«Дело БТА»: вторая серия, сценарий тот же