На самом деле, известия, приходящие из арабских стран, охваченных протестами против местных диктатур, вряд ли сегодня можно с полным правом назвать «новостями». Новости — это когда вдруг происходит нечто, чего раньше не было, а постоянные бои ливийских повстанцев с правительственными войсками, выступления Муаммара Каддафи, охота сирийских солдат и сотрудников спецслужб на беззащитных, но удивительно упорных манифестантов — это не «новости», а именно «известия», ведь продолжаются они вот уже почти четыре месяца. Что же произошло за минувшую неделю на фронтах «араболюции»?
Муаммар Каддафи нашел врага
Ливийский диктатор не устает устраивать праздники в свою честь. На этот раз «сценой» ему послужил пригород Триполи, небольшой город Савийя, куда Муаммар Каддафи прибыл, чтобы в очередной раз продемонстрировать любовь народа к себе и нерушимое единство ливийцев с его семейством.
Зрителей для этого спектакля он предусмотрительно привез с собой: по свидетельствам иностранных журналистов, вместе с кортежем Каддафи в Савийю прибыла длиннейшая вереница автобусов, доставивших на центральную площадь города несколько тысяч его приверженцев из столицы.
Диктатор прав, не полагаясь на жителей Савийи: ливийские повстанцы расположились в данный момент в непосредственной близости от этого города, так что люди, живущие здесь, стараются на всякий случай пореже выходить из домов — не потому, что не слишком любят повстанцев либо правительственных солдат, а потому, что и те, и другие стреляют…
Как бы там ни было, а обеспеченный надежной массовкой ливийский лидер выступил в Савийе и, как обычно, призвал ливийцев сопротивляться «жалким марионеткам из Бенгази». Если до сих пор его проклятия и угрозы адресовались всему Западу, то теперь Муаммар Каддафи, похоже, определил для себя, кто именно является его врагом: по его словам, повстанцы (в его интерпретации — «жалкие крысы») являются «агентами французских спецслужб», а всю ливийскую революцию затеял не кто иной, как президент Франции Николя Саркози.
Ливийский лидер, потрясая автоматом Калашникова, призвал всех, кто его слышит, до последнего патрона сопротивляться упомянутым «крысам» за него, любимого. «Я никогда не покину землю моих предков и не оставлю народ, жертвующий собой ради меня!» — заявил Муаммар Каддафи, пообещав вооружить пять миллионов ливийцев и бросить их в бой за захваченные повстанцами города.
Учитывая тот факт, что всего в Ливии насчитывается 6,3 млн жителей — его обещание многим напомнило пресловутые призывы Гитлера образца 1945 года, когда немецкий диктатор повелел создать «фольксштурм» и начать «тотальную войну» — тоже за себя, любимого.
Каддафи заявил, что его главными врагами являются французы и что именно они надоумили своих ливийских «холуев» использовать гражданское население Бенгази, Мисураты и других населенных пунктов, находящихся в руках повстанцев, в качестве живых щитов против ударов правительственных войск. Как обычно, никаких доказательств подобной практики Каддафи не привел, заявив лишь, что располагает ими и предоставит все сведения, «когда придет время».
В реальности, дела у повстанцев и впрямь идут не слишком хорошо. Обещанный марш на Триполи, как минимум, затягивается на неопределенный срок, так как их силы оказались отвлечены тяжелыми боями за город Брега — один из важнейших ливийских нефтяных центров. Этот город на протяжении последних месяцев несколько раз переходил из рук в руки и в данный момент ситуация в нем совершенно неясна. Телеканал «
Одновременно Мисурата, продолжающая оставаться в осаде, подвергается массированным артобстрелам со стороны правительственных войск — только за последние три дня в городе и окрестностях погибли более двадцати человек. В общем, война продолжается и недостаток боевой выучки повстанцев продолжает явственно сказываться на их действиях.
Что же касается Муаммара Каддафи, его громкое выступление «ни о чем» является реакцией на то, что страны так называемой «международной контактной группы по Ливии» официально объявили о признании Национального переходного совета в Бенгази легитимным представителем ливийского народа. В эту контактную группу, помимо всего прочего, входят государства Арабской лиги, Турция, Россия и, на правах наблюдателя, Африканский союз, так что теперь Муаммару Каддафи грозит участь стать «забытым диктатором», с которым вообще никто не захочет общаться. Неудивительно, что в такой обстановке он решил срочно напомнить о себе.
Что касается его НАТОвских оппонентов, то они никак не отреагировали на его громкое выступление. Если, конечно, не считать реакцией продолжающиеся и усиливающиеся бомбардировки Триполи. Похоже, с Муаммаром Каддафи и в самом деле отныне больше никто словами не разговаривает…
Сирийская оппозиция объединяется
Постоянные атаки сирийских властей, направленные на демонстрантов и оппозиционеров, привели не к подавлению движения протеста, как на это надеялся режим Башара Асада, а к его усилению. Различные оппозиционные группировки, до сих пор не слишком активно контактировавшие друг с другом, решили объединиться и забыть, по крайней мере, на время, свои политические разногласия ради борьбы с общим врагом.
В минувшую субботу объединительный процесс бросил «в объятия» друг к другу весьма различные по характеру группы: исламистов, светских либералов и так называемых «независимых демократов». Это оказалось довольно пестрое собрание, состоящее из более чем 300 представителей сирийской оппозиции — все они собрались на окраине Стамбула.
На конференции не присутствовали ни представители турецкого правительства, ни западные эмиссары, а сами делегаты едва не перессорились друг с другом, решая вопрос — следует ли создать так называемый «теневой кабинет министров» или нужно подождать развития событий в южносирийском городе Дараа, где вот уже четыре месяца продолжается «мирное восстание» жителей.
Всех помирил в конце концов
Конференция приняла план, состоящий из четырех пунктов — он предусматривает проведение «исключительно мирных массовых протестов» до тех пор, пока сирийский режим не падет. После этого власть возьмет, как надеются оппозиционеры, переходное правительство, которое займется построением демократического государство для всех сирийцев — курдов, арабов, мусульман либо христиан. При этом как раз представители курдов конференцию вообще покинули, обвинив остальных делегатов в попытке «заговорить» так называемый «курдский вопрос».
По идее, такая же конференция должна была одновременно состояться в Дамаске, но ее пришлось отменить после того, как на ее участников напали полицейские, переодетые в штатские костюмы. Были убиты девять человек и более сотни получили ранения, сообщает информационное агенство France Press.
После подобных действий режима, заявил руководитель «Народного движения за перемены» Ваель
Сирийские оппозиционеры обвиняют руководство обеих этих стран в открытом потакании режиму в Дамаске: Тегеран предоставил Сирии кредит в размере 1,5 млрд. долларов и готов ссудить еще $4 млрд. для «сбалансирования пострадавших от волнений государственных доходов». Что касается Саудовской Аравии, то эта страна, по мнению сирийской оппозиции, хотя и имеет собственные проблемы с Башаром Асадом, но поддерживает его режим из опасения неуправляемых последствий краха сирийского режима.
Что касается самого президента Асада, то он, послав полицейских стрелять в оппозиционеров, одновременно устроил в Дамаске музыкальный фестиваль в честь
Египет: смена караула?
Тем временем в Египте
Так, министром финансов стал известный
Впрочем, в данном случае произошла, скорее, «замена шила на мыло»: вместо аль Араби египетский МИД возглавит теперь Моххамед Камель Амр — тоже бывший посол Египта, но в Саудовской Аравии.
И в любом случае, все отставки и новые назначения должны быть еще официально разрешены представителями египетского Военного совета — ведь именно армейские генералы осуществляют власть в стране после свержения президента Мубарака.
Read this article:
«Араболюция»: до и после победы