-10 C
Астана
4 марта, 2024
Image default

О чем по-казахски говорить будем?

Рань­ше во всех бедах в РК вини­ли нека­за­хов, а теперь, когда они разъ­е­ха­лись – шала-каза­хов, заявил поли­то­лог Дани­яр Ашим­ба­ев в интер­вью газе­те «Вре­мя». Совре­мен­ные наци­о­наль­ные изыс­ка­ния, по мне­нию авто­ра био­гра­фи­че­ской энцик­ло­пе­дии «Кто есть кто в Казах­стане», мож­но пред­ста­вить как… попыт­ки наци­о­наль­но­го воз­рож­де­ния север­ных оленей.

 

Автор: Дани­яр АШИМБАЕВ

 

Пол­ное интер­вью читай­те на сай­те газе­ты «Вре­мя». Мы же при­ве­дем ниже самый инте­рес­ный, на наш взгляд, фрагмент:

- Ты счи­та­ешь, что отсут­ствие опы­та борь­бы за неза­ви­си­мость выли­лось в сего­дняш­ние про­яв­ле­ния национализма?

- Если бы неза­ви­си­мость сва­ли­лась на голо­ву в 17‑м году, то Казах­ста­на как явле­ния ско­рее все­го, в прин­ци­пе, сей­час уже не было бы или жили бы как те же мон­го­лы. А в 1991‑м это была огром­ная стра­на с раз­ви­той про­мыш­лен­но­стью, сель­ским хозяй­ством, нефтью, газом и метал­ла­ми. Неза­ви­си­мость тогда была неким фети­шем: “Ух ты, все это доб­ро теперь толь­ко наше”. Все новые идео­ло­ги­че­ские раз­мыш­лиз­мы сво­ди­лись к тому, что­бы обос­но­вать исто­ри­че­ское и мораль­ное пра­во рас­по­ря­жать­ся недра­ми и стра­ной. Вплоть до того, что­бы оби­тав­ших тут мамон­тов вклю­чить в исто­рию казах­стан­ской госу­дар­ствен­но­сти. Вро­де обос­но­ва­ли. Нача­ли к полу­чен­но­му наслед­ству при­де­лы­вать необ­хо­ди­мый орна­мент. Но что полу­чи­лось через 20 лет? Аппа­рат дегра­ди­ро­вал, кор­руп­ция про­цве­та­ет, гос­про­грам­мы неэф­фек­тив­ны, куда ни плюнь — про­тек­ци­о­низм, трай­ба­лизм, соци­аль­ное рас­сло­е­ние, все поро­ки обще­ства вылез­ли нару­жу. Не сты­ку­ет­ся. Мы же боро­лись за неза­ви­си­мость? Боро­лись. А где обще­ство свет­ло­го буду­ще­го? Нету. А кто вино­ват? Винить власть в пре­да­тель­стве наци­о­наль­ных инте­ре­сов слож­но, посколь­ку она прак­ти­че­ски моно­на­ци­о­наль­на. Мен­та­ли­тет и тра­ди­ции? Ну уж уволь­те. А кто тогда? Пра­виль­но — вино­ва­ты нека­за­хи (кото­рых все мень­ше и мень­ше и при кото­рых рань­ше стес­ня­лись вся­кой ерун­дой зани­мать­ся) и “непра­виль­ные” каза­хи. Они-то, зна­чит, и пре­да­ли все: иде­а­лы, язык и пред­ков заод­но. Вер­сия удоб­ная. С одной сто­ро­ны, нико­го не оби­жа­ет, а с дру­гой — не про­ти­во­ре­чит так назы­ва­е­мой казах­ской идее. Теперь в Казах­стане самая боль­шая про­бле­ма — шала-каза­хи, те, кто удер­жи­ва­ет нацию от мра­ко­бе­сия и мам­бе­тиз­ма (про­шу про­ще­ния, если кого-то этим сло­вом оби­дел). Давай­те будем с ними бороть­ся. Пусть они все уедут, а мы постро­им пра­виль­ное наци­о­наль­ное госу­дар­ство. И будем гово­рить друг с дру­гом толь­ко по-казах­ски. Толь­ко непо­нят­но, о чем. И кто будет тащить стра­ну вперед?

Я бы все эти наци­о­наль­ные изыс­ка­ния выра­зил так. Пред­ставь­те: север­ные оле­ни про­хо­дят ста­дию наци­о­наль­но­го воз­рож­де­ния, пыта­ют­ся вос­ста­но­вить искон­ные тра­ди­ции оле­не­вод­ства и актив­но ведут анти­чу­кот­скую деко­ло­ни­за­цию, не пони­мая, что оле­не­вод­ство явля­ет­ся тра­ди­ци­ей чук­чей, а не оленей.

Источ­ник: Газе­та «Вре­мя»

 

More:
О чем по-казах­ски гово­рить будем?

архивные статьи по теме

Баишев переплюнул даже Фрейда

Празднуем то, чего нет?

«Яндекс» подскажет, как обойти блокировку