4 C
Астана
25 мая, 2024
Image default

Основные риски нацбезопасности

 Экс­пер­ты в боль­шин­стве сво­ем в насто­я­щее вре­мя зача­стую гово­рят об угро­зах наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Казах­ста­на. Пред­став­ля­ет­ся, что это не совсем вер­ный под­ход. Гово­ря об угро­зах наци­о­наль­ной без­опас­но­сти, мы тем самым созда­ем несколь­ко невер­ную кар­ти­ну кли­ма­та обще­ствен­но-поли­ти­че­ской и соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской ситу­а­ции в Казахстане.

 

Автор: Тал­гат МАМЫРАЙЫМОВ

 

Поче­му? Пото­му что под угро­за­ми пони­ма­ют­ся фак­то­ры, обла­да­ю­щие высо­ким деста­би­ли­за­ци­он­ным потен­ци­а­лом и высо­кой веро­ят­но­стью про­яв­ле­ния. В Казах­стане в насто­я­щее вре­мя таких фак­то­ров прак­ти­че­ски нет. В этой свя­зи было бы кор­рект­ней гово­рить о рис­ках наци­о­наль­ной без­опас­но­сти нашей рес­пуб­ли­ки, обла­да­ю­щих менее высо­кой веро­ят­но­стью сво­е­го про­яв­ле­ния. Соот­вет­ствен­но, мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие наи­бо­лее потен­ци­аль­ные рис­ки для наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Казахстана.

1. Внут­ри­э­лит­ная борь­ба. Рис­ки внут­ри­э­лит­но­го кли­ма­та явля­ют­ся опре­де­ля­ю­щи­ми для состо­я­ния обще­ствен­но-поли­ти­че­ской и соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской систем нашей стра­ны, посколь­ку функ­ци­о­ни­ро­ва­ние наше­го госу­дар­ства направ­ля­ет­ся дея­тель­но­стью элит. В послед­нее вре­мя в Казах­стане рез­ко обост­ри­лась внут­ри­э­лит­ная борь­ба за власт­ные ресур­сы. При­чем сре­ди них раз­во­ра­чи­ва­ет­ся актив­ная борь­ба и за сило­вые струк­ту­ры. Эта борь­ба будет нарас­тать при при­бли­же­нии пост­на­зар­ба­ев­ско­го пери­о­да. Это в конеч­ном ито­ге может при­ве­сти к повто­ре­нию кыр­гыз­ских собы­тий и в нашей стране. Веро­ят­ность это­го доволь­но высо­ка, так как уже есть при­мер тому в виде собы­тий в Жана­о­зене в декаб­ре 2011 года. Нур­сул­тан Назар­ба­ев, начи­ная с осе­ни про­шло­го года, пыта­ет­ся вос­ста­но­вить ста­биль­ный внут­ри­э­лит­ный кли­мат. Пока это ему уда­ет­ся. Но как будут обсто­ять дела в этой сфе­ре в пред­две­рии ухо­да Назар­ба­е­ва с поста пре­зи­ден­та, слож­но предугадать.

2. Экс­тре­мизм и тер­ро­ризм. Акти­ви­за­ция за преды­ду­щие два года экс­тре­мист­ской и тер­ро­ри­сти­че­ской дея­тель­но­сти может най­ти про­дол­же­ние и в бли­жай­шем буду­щем. Бла­го тому есть суще­ствен­ные предпосылки.

Пер­вое. Раз­ви­ва­ет­ся внут­ри­э­лит­ная борь­ба за власть. Как пока­зы­ва­ет миро­вая прак­ти­ка, в борь­бе элит за власть зача­стую исполь­зу­ет­ся такой инстру­мент, как тер­ро­ризм. Казах­ста­ну в этом плане вряд ли удаст­ся избе­жать тако­го раз­во­ро­та событий.

Вто­рое. Жест­ко­му прес­син­гу со сто­ро­ны нашей вла­сти под­вер­га­ют­ся раз­лич­ные мусуль­ман­ские тече­ния, в первую оче­редь сала­физм. Такой посыл, напри­мер, содер­жит­ся в пла­ни­ру­ю­щей­ся Агент­ством по делам рели­гий (АДР) кон­фе­рен­ции в Жез­каз­гане «Сала­физм — осно­ва ради­каль­ных тече­ний». АДР фак­ти­че­ски стал­ки­ва­ет после­до­ва­те­лей сала­физ­ма с хана­фит­ским маз­ха­бом. Борь­ба с ина­ко­мыс­ли­ем внут­ри мусуль­ман­ской уммы Казах­ста­на дохо­дит до мра­ко­бе­сия. Так, напри­мер, у вхо­да в боль­шин­ство казах­стан­ских мече­тей напи­са­но, что там совер­ша­ет­ся рели­ги­оз­ный культ в рам­ках исла­ма хана­фит­ско­го маз­ха­ба. Тем самым ущем­ля­ют­ся пра­ва пред­ста­ви­те­лей дру­гих мусуль­ман­ских тече­ний в Казах­стане. Все это может при­ве­сти к росту рели­ги­оз­но­го экс­тре­миз­ма и его откры­той реа­ли­за­ции в нашей стране.

Таким обра­зом, рели­ги­оз­ный экс­тре­мизм в Казах­стане про­дик­то­ван рели­ги­оз­ной без­гра­мот­но­стью не толь­ко зна­чи­тель­ной части казах­стан­цев, но так­же и самой госу­дар­ствен­ной политики.

Пояс­ню. Во-пер­вых, Абу Хани­фа явля­ет­ся таби­и­ном, то есть саля­фом, отно­ся­щим­ся к пер­вым трем поко­ле­ни­ям мусуль­ман. Во-вто­рых, сала­фи­ты, обви­ня­е­мые в экс­тре­миз­ме, стре­мят­ся испо­ве­до­вать ислам в том виде, в кото­ром он был при саля­фах (пра­вед­ных пред­ках мусуль­ман — ас-саля­фу- сса­лих). Поэто­му их, соб­ствен­но, и назы­ва­ют сала­фи­та­ми. Вме­сте с тем ради­каль­ные совре­мен­ные сала­фи­ты не при­ни­ма­ют маз­хаб Абу Хани­фы — так они про­ти­во­ре­чат сво­ей уста­нов­ке при­дер­жи­вать­ся исла­ма саля­фов-сала­фи­тов. Но еще боль­шее недо­уме­ние вызы­ва­ет пози­ция вла­стей в про­ти­во­по­став­ле­нии сала­физ­ма и исла­ма хана­фит­ско­го маз­ха­ба вме­сто объ­яс­не­ния их схо­же­сти. Тем самым наши вла­сти упус­ка­ют один из инстру­мен­тов про­фи­лак­ти­ки рели­ги­оз­но­го экстремизма.

Сле­ду­ет так­же отме­тить, что в 2014 году пла­ни­ру­ет­ся вывод основ­ных воен­ных сил меж­ду­на­род­ной коа­ли­ции из Афга­ни­ста­на. Это может при­ве­сти к эска­ла­ции экс­тре­миз­ма и тер­ро­риз­ма в этой стране и их экс­пор­ту за ее пре­де­лы. Казах­стан, как госу­дар­ство, нахо­дя­ще­е­ся в Цен­траль­ной Азии, может ощу­тить на себе нега­тив­ные послед­ствия деста­би­ли­за­ции ситу­а­ции в Афга­ни­стане. В этой свя­зи ущем­ле­ние прав пред­ста­ви­те­лей неко­то­рых мусуль­ман­ских тече­ний в нашей стране может стать хоро­шим пред­ло­гом для импор­та экс­тре­миз­ма и тер­ро­риз­ма с тер­ри­то­рии Афганистана.

3. Раз­ви­тие тота­ли­тар­ных тен­ден­ций. В насто­я­щее вре­мя в Казах­стане начи­на­ют актив­но раз­ви­вать­ся тота­ли­тар­ные тен­ден­ции погло­ще­ния прак­ти­че­ски всех сфер обще­ства опе­кой и кон­тро­лем со сто­ро­ны госу­дар­ствен­ной власти.В чем про­яв­ля­ют­ся при­зна­ки этого?

Во-пер­вых, в этом ряду в первую оче­редь сле­ду­ет отме­тить закры­тие ряда оппо­зи­ци­он­ных средств мас­со­вой инфор­ма­ции под гри­фом «Еди­ное СМИ». При­чем, воз­мож­но, про­фи­лак­ти­че­ская зачист­ка инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства будет обре­тать более мас­штаб­ные фор­мы в соот­вет­ствии с недав­ни­ми уста­нов­ка­ми госу­дар­ствен­но­го сек­ре­та­ря Мара­та Тажи­на. Ины­ми сло­ва­ми, в соот­вет­ствии с «ука­за­ни­я­ми Тажи­на» в нашей стране будет реа­ли­зо­вы­вать­ся мас­штаб­ная идео­ло­ги­че­ская рабо­та, к кото­рой, по всей види­мо­сти, нач­нут при­чис­лять остав­ши­е­ся «неза­ви­си­мые» СМИ, «неза­ви­си­мое» экс­перт­ное сооб­ще­ство, бло­ге­ров и т.д.

Во-вто­рых, в нашей стране будет созда­на аффи­ли­ро­ван­ная с госу­дар­ством Наци­о­наль­ная пала­та пред­при­ни­ма­те­лей, кото­рая охва­тит боль­шую часть казах­стан­ских пред­при­ни­ма­те­лей. Это гово­рит о том, что казах­стан­ский авто­ри­тар­ный режим отхо­дит от клас­си­че­ско­го содер­жа­ния — кон­тро­ля всех сфер госу­дар­ства, за исклю­че­ни­ем экономики.

В‑третьих, такие меры, как созда­ние спец­под­раз­де­ле­ния по охране обще­ствен­но­го поряд­ка во вре­мя митин­гов и заба­сто­вок, вве­де­ние тер­ми­на «уго­лов­ный про­сту­пок» так­же мож­но  рас­смат­ри­вать как попыт­ку тоталь­но­го кон­тро­ля обще­ствен­ной жиз­ни. В этом смыс­ле такие акции, как борь­ба с куриль­щи­ка­ми Наци­о­наль­ной Коа­ли­ции «За Казах­стан, сво­бод­ный от табач­но­го дыма» так­же явля­ют­ся харак­тер­ны­ми для тота­ли­тар­ных режи­мов дей­стви­я­ми, напо­до­бие того, что дела­ли в свое вре­мя хун­вэй­би­ны в Китае.

4. Соци­аль­ные кон­флик­ты. В насто­я­щее вре­мя в боль­шей части мира раз­рас­та­ет­ся эко­но­ми­че­ский кри­зис, кото­рый может ока­зать нега­тив­ное вли­я­ние и на казах­стан­скую эко­но­ми­ку, силь­но зави­си­мую от внеш­них рын­ков. Соот­вет­ствен­но, это может серьез­но уда­рить по соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­му бла­го­по­лу­чию казах­стан­цев. Зна­чи­тель­ные рис­ки для соци­аль­но­го бла­го­по­лу­чия наших граж­дан несут такие ново­вве­де­ния вла­сти, как созда­ние еди­но­го пен­си­он­но­го фон­да, повы­ше­ние пен­си­он­но­го воз­рас­та жен­щин, рост тари­фов и т.д. Все эти фак­то­ры в свою оче­редь могут вызвать рост соци­аль­ной напря­жен­но­сти и ее откры­тый выплеск в виде митин­гов, шествий и т.д. При­чем заин­те­ре­со­ван­ные сто­ро­ны поста­ра­ют­ся исполь­зо­вать это в сво­их целях и спо­соб­ство­вать эска­ла­ции соци­аль­ных кон­флик­тов. Не слу­чай­но в насто­я­щее вре­мя в Казах­стане рас­смат­ри­ва­ет­ся воз­мож­ность созда­ния спец­под­раз­де­ле­ния по охране обще­ствен­но­го поряд­ка во вре­мя митин­гов и забастовок.

5. Низ­кий авто­ри­тет вла­сти. Как пока­зы­ва­ют раз­лич­ные социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния, в насто­я­щее вре­мя наблю­да­ет­ся низ­кий уро­вень дове­рия со сто­ро­ны казах­стан­цев дея­тель­но­сти нашей вла­сти. И это про­дик­то­ва­но в первую оче­редь таки­ми фак­то­ра­ми, как низ­кий про­фес­си­о­на­лизм пред­ста­ви­те­лей вла­сти, нали­чие в ней высо­ко­го уров­ня кор­руп­ции, отчуж­ден­ность от чая­ний и нужд про­сто­го наро­да высо­ко­го власт­но­го истеблишмента.

Низ­кий про­фес­си­о­на­лизм госу­дар­ствен­ных орга­нов зача­стую про­яв­ля­ет­ся в откры­том виде, как это было, напри­мер, при кру­ше­нии зда­ния из жило­го ком­плек­са «Бесо­ба » в Кара­ган­де. Во мно­гом из-за низ­ко­го про­фес­си­о­на­лиз­ма наших вла­стей неудач­но раз­ви­ва­ет­ся борь­ба с тер­ро­риз­мом и экс­тре­миз­мом. В дан­ном слу­чае так­же име­ет место кор­руп­ци­он­ная состав­ля­ю­щая. Так, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве мече­тей нашей стра­ны ощу­ща­ет­ся нехват­ка ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных има­мов и дру­гих слу­жи­те­лей рели­ги­оз­но­го куль­та. Во мно­гом эта про­бле­ма обу­слов­ле­на кор­руп­ци­ей, охва­тив­шей почти все уров­ни ДУМК. Пока­за­тель­ным в дан­ном слу­чае явля­ет­ся тот факт, что зача­стую выпуск­ни­ки «Аль Азха­ра» не могут тру­до­устро­ить­ся в мече­тях нашей стра­ны, посколь­ку для это­го необ­хо­ди­мы или свя­зи, или взятка.

Таким обра­зом, глав­ны­ми мера­ми по мини­ми­за­ции при­ве­ден­ных основ­ных рис­ков наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Казах­ста­на может стать раз­ви­тие про­зрач­но­сти дея­тель­но­сти вла­сти, а так­же широ­кий доступ обще­ствен­но­сти, граж­дан­ско­го обще­ства к обсуж­де­нию, рас­смот­ре­нию и ана­ли­зу ее поли­ти­ки; обес­пе­че­ние госу­дар­ствен­ных орга­нов, рели­ги­оз­ных и дру­гих орга­ни­за­ций про­фес­си­о­наль­ны­ми кад­ра­ми; бес­ком­про­мисс­ная борь­ба с кор­руп­ци­ей и т.д.

Источ­ник: Рес­пуб­ли­кан­ская обще­ствен­но-поли­ти­че­ская газе­та «Ашык Алан» («Три­бу­на») №11 (29) от 20 мар­та 2013 года

Ори­ги­нал статьи:

Основ­ные рис­ки нацбезопасности

архивные статьи по теме

Две параллельных реальности: поминание и праздник

Пол Мерфи встретился с прессой в Алматы

Вам что, президент Назарбаев не указ?!