4 C
Астана
28 сентября, 2021
Image default

Жанаозен: говорить нельзя молчать?

Надо ли гово­рить о жана­о­зен­ской тра­ге­дии во вре­мя празд­но­ва­ния Дня неза­ви­си­мо­сти и декабрь­ских собы­тий 1986 года? Если одни жел­ток­са­нов­цы счи­та­ют, что, вспо­ми­ная пер­вое, нель­зя умол­чать о вто­ром, то дру­гие при­дер­жи­ва­ют­ся пози­ции: Жана­о­зен не сто­ит срав­ни­вать с Желтоксаном.

 

Автор: Жан­на БИСАРОВА

 

“Давай­те не будем пор­тить праздник!”

По сло­вам лиде­ра дви­же­ния “Жел­ток­сан-86” Гуль­бахрам Жунис, жел­ток­са­нов­цы пла­ни­ру­ют 16—17 декаб­ря про­ве­сти ряд меро­при­я­тий, но вспо­ми­нать жана­о­зен­скую тра­ге­дию во вре­мя их про­ве­де­ния она счи­та­ет неправильным.

- Мы будем про­во­дить в эти дни меро­при­я­тия, посвя­щен­ные Дню неза­ви­си­мо­сти и декабрь­ским собы­ти­ям 86-го года. В пер­вый день будет воз­ло­же­ние цве­тов к мону­мен­ту Неза­ви­си­мо­сти, митинг неболь­шой на пло­ща­ди, молит­ва в честь жертв Жел­ток­са­на, ас. Во вто­рой день так­же воз­ло­же­ние цве­тов к памят­ни­ку Жел­ток­са­ну. 16 декаб­ря — это День неза­ви­си­мо­сти, и не надо здесь сме­ши­вать Жана­о­зен, — была кате­го­рич­на Гуль­бахрам Жунис. — То, что слу­чи­лось там, было про­во­ка­ци­ей внеш­них сил, они хоте­ли нам испор­тить праздник!

По мне­нию лиде­ра одно­го из жел­ток­са­нов­ских дви­же­ний, срав­ни­вать эти два собы­тия не стоит.

- В декаб­ре, в 86‑м году, казах­ская моло­дежь вышла на пло­щадь во имя борь­бы за неза­ви­си­мость, там была чисто поли­ти­че­ская ситу­а­ция. А в Жана­о­зене люди вышли с мате­ри­аль­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, они за свою зар­пла­ту боро­лись. Были чело­ве­че­ские жерт­вы, никто не отри­ца­ет. Мы схо­дим в мечеть, за них тоже про­чи­та­ем молит­вы, но гово­рить об этом с пло­ща­ди, с три­бу­ны счи­таю непра­виль­ным. Поче­му у всех празд­ник как празд­ник, а у нас непо­нят­но что?! — не скры­ва­ла эмо­ций Гуль­бахрам Жунис. — Вот недав­но я была в Кара­кал­пак­стане на празд­но­ва­нии Дня неза­ви­си­мо­сти, так вот там это дей­стви­тель­но празд­ник, как вез­де, впро­чем. Поче­му нам не дают нор­маль­но его отме­чать? Нам все­гда что-то меша­ет. Ведь День неза­ви­си­мо­сти — это боль­шой празд­ник и боль­шая радость для все­го наро­да, для нации. Так что давай­те не будем пор­тить праздник!

“Жана­о­зен не отдель­ное государство!”

Одна­ко дру­гой участ­ник декабрь­ских собы­тий 86-го года, дис­си­дент и обще­ствен­ный дея­тель Хасен Кожах­мет при­дер­жи­ва­ет­ся про­ти­во­по­лож­но­го мнения.

- Мы одна стра­на, одна нация, и об этих двух тра­ге­ди­ях не можем гово­рить отдель­но, тем более что они про­изо­шли в одно вре­мя. Как — здесь мы будем гово­рить о Жел­ток­сане, а здесь о Жана­о­зене?! Жана­о­зен же не отдель­ное госу­дар­ство, там что, какие-то дру­гие каза­хи живут? Если эта тра­ге­дия слу­чи­лась имен­но в эти дни, поче­му мы долж­ны мол­чать об этом? Имен­но мол­ча­ние при­ве­ло к повто­ре­нию тра­ге­дии. А те мои “сорат­ни­ки”, кото­рые назы­ва­ют себя жел­ток­са­нов­ца­ми и при­зы­ва­ют не гово­рить о Жана­о­зене, под­дер­жи­ва­ют линию вла­сти, пото­му что рабо­та­ют на нее и полу­ча­ют от нее мате­ри­аль­ные бла­га, — счи­та­ет он.

Как ска­зал обще­ствен­ный дея­тель, в двух декабрь­ских собы­ти­ях с раз­ни­цей в 25 лет слиш­ком мно­го обще­го, что­бы их разделять.

- Обе эти тра­ге­дии про­изо­шли по вине вла­стей, по их ошиб­ке, пото­му что они не хоте­ли решать про­бле­мы наро­да вовре­мя. Ведь сам народ ни с того ни с сего не вышел же на пло­щадь? В декаб­ре 86-го года был поли­ти­че­ский про­тест, а в Жана­о­зене сами же вла­сти поли­ти­зи­ро­ва­ли ситу­а­цию. В Жана­о­зене люди вышли, тре­буя свое зара­бо­тан­ное. Неко­то­рые гово­рят, что это соци­аль­ная про­бле­ма, не поли­ти­че­ская. Но ведь все в нашей жиз­ни свя­за­но с поли­ти­кой, она нераз­дель­на с нашей еже­днев­ной жиз­нью. Если чело­ве­ка госу­дар­ство, власть остав­ля­ет без жилья, зем­ли, зар­пла­ты, раз­ве это не поли­ти­ка? — задал­ся вопро­сом Хасен Кожахмет.

По мне­нию обще­ствен­но­го дея­те­ля, реак­ция казах­стан­ских вла­стей в двух ситу­а­ци­ях была одинаковой.

- Жана­о­зен и Жел­ток­сан в оди­на­ко­вой мере пока­за­ли, что власть не может мир­но решать про­бле­мы наро­да, что она не в состо­я­нии управ­лять госу­дар­ством. Поче­му тра­ге­дия повто­ри­лась через 25 лет? В свое вре­мя я под­ни­мал вопрос о том, что нуж­но сра­зу доби­вать­ся при­вле­че­ния к ответ­ствен­но­сти тех, кто допу­стил декабрь­ские собы­тия в 86‑м, одна­ко мы не смог­ли сде­лать это­го. И это не ста­ло уро­ком для тех, кто совер­шил пре­ступ­ле­ние, они оста­лись без­на­ка­зан­ны­ми. Вот как после рас­стре­ла соб­ствен­но­го наро­да власть про­дол­жа­ет жить с ним?! Декабрь­ские собы­тия 1986 года и 2011 года вла­сти исполь­зо­ва­ли для запу­ги­ва­ния наро­да, при­ме­нив силу. И народ боит­ся ходить на митин­ги, боит­ся гово­рить о Жана­о­зене, — с гру­стью кон­ста­ти­ро­вал Хасен Кожахмет.

По сло­вам жел­ток­са­нов­ца, жана­о­зен­ская тра­ге­дия долж­на была моби­ли­зо­вать казах­стан­ский народ, объ­еди­нить его, одна­ко это­го так и не произошло.

More here:
Жана­о­зен: гово­рить нель­зя молчать?

архивные статьи по теме

Что Квасьневский советует Казахстану?

Пересекающиеся параллели

ПРИШЛО ВРЕМЯ НОВОГО КАЗАХСТАНА!

Editor