12 C
Астана
20 мая, 2024
Image default

Вашингтон заступился за уволенных с радио Свободы

Скан­даль­ное уволь­не­ние жур­на­ли­стов с радио Сво­бо­ды может буме­ран­гом уда­рить по руко­вод­ству орга­ни­за­ции. В Коми­те­те по Меж­ду­на­род­но­му веща­нию США наста­и­ва­ют на воз­вра­ще­нии уво­лен­ных сотруд­ни­ков, а топ-мене­дже­рам пред­ла­га­ют доб­ро­воль­но поки­нуть пост.

Автор: Асыл РАХМЕТОВА

При­ход на радио Сво­бо­да в про­шлом году ново­го руко­вод­ства в лице Сти­ве­на Кор­на обер­нул­ся «потря­са­ю­щи­ми» рефор­ма­ми, резуль­та­та­ми кото­рых ста­ли уволь­не­ния сотруд­ни­ков Мос­ков­ско­го бюро. В сен­тяб­ре кон­трак­ты, как гово­рят, более 40 чело­век в одно­ча­сье были разо­рва­ны рань­ше сро­ка. На защи­ту жур­на­ли­стов, став­ши­ми почти сим­во­ла­ми радио Сво­бо­да в Рос­сии, вста­ли поли­ти­ки, пра­во­за­щит­ни­ки, обще­ствен­ные деятели.

Не менее скан­даль­ная ситу­а­ция назре­ва­ла в Казах­ской служ­бе, воз­мож­но лишь мас­шта­бы были немно­го мень­ше. Летом были неожи­дан­но уво­ле­ны четы­ре сотруд­ни­ка в Праж­ской редак­ции Казах­ской служ­бы, хотя общий стаж неко­то­рых из них состав­лял более деся­ти лет. Одна­ко это оста­лось бы неза­ме­чен­ным, если бы не гром­кий «уход» уже в Алма­тин­ском бюро веб-редак­то­ра Нази­ры Дарим­бет в кон­це нояб­ря, кото­рой сооб­щи­ли о непро­дле­нии тру­до­во­го кон­трак­та бук­валь­но за день до его окон­ча­ния. По мне­нию самой жур­на­лист­ки, она ока­за­лась неугод­ной руководству.

Азаттык, давай, до свидания! 

«О том, что кон­тракт не про­дле­ва­ет­ся, мне сооб­щи­ли где-то в 17.30 в пят­ни­цу, 16 нояб­ря, за день до его окон­ча­ния. Несмот­ря на то, что Еды­ге Магау­ин, руко­во­ди­тель Казах­ско­го сер­ви­са нахо­дил­ся в Алма­тин­ском офи­се, он даже не удо­су­жил­ся лич­но сооб­щить мне об этом, объ­яс­нив при­чи­ны. Ко мне подо­шла адми­ни­стра­тор и шепо­том попро­си­ла под­пи­сать уве­дом­ле­ние, о непро­дле­нии мое­го кон­трак­та, что я отка­за­лась сде­лать», — напи­са­ла Нази­ра на сво­ей стра­нич­ке в «фейс­бу­ке».

По сло­вам нашей кол­ле­ги, сле­ду­ю­щие собы­тия ста­ли пово­дом для непро­дле­ния кон­трак­та. 1 нояб­ря в Алма­тин­ском Бюро радио Азаттык/Свобода про­шло собра­ние кол­лек­ти­ва с уча­сти­ем пре­зи­ден­та радио Сти­ве­на Кор­на, вице-пре­зи­ден­та Джу­лии Раго­ны, руко­во­ди­те­ля по Цен­траль­ной Азии Абба­са Джа­ва­ди и дирек­то­ра Казах­ской служ­бы Еды­ге Магауина.

«На этом собра­нии я попро­си­ла гос­по­ди­на Кор­на про­ком­мен­ти­ро­вать ситу­а­цию с Мос­ков­ским бюро радио Сво­бо­да, где были уво­ле­ны боль­ше 40 чело­век. Вопрос явно не понра­вил­ся г‑ну Кор­ну и Еды­ге Мага­и­ну, послед­ний был вынуж­ден, «крас­неть» за вопрос под­чи­нен­но­го, — напи­са­ла в сво­ем посте Нази­ра Дарим­бет. — Спу­стя несколь­ко дней, в Фейс­бу­ке появил­ся пост о видео­про­ек­те Азатты­ка и скан­даль­ной груп­пы Wi Fi 25, из кото­ро­го чита­те­ли узна­ли, что моло­дые ребя­та в сво­ем твор­че­стве исполь­зу­ют мат, ругань, пош­ло­сти так далее, руко­вод­ство Азаттык с позо­ром поспеш­но при­кры­ло про­ект. Под постом я оста­ви­ла ком­мен­та­рий: «Какой ужс!» и… попла­ти­лась кон­трак­том — его мне не про­дли­ли. Хотя, это­му реше­нию пред­ше­ство­ва­ли и дру­гие собы­тия. Види­мо, это ста­ло про­сто послед­ней кап­лей для руководства».

Как рас­ска­зы­ва­ет Нази­ра, год назад Еды­ге Магау­ин зво­нил неод­но­крат­но ей из Пра­ги, при­гла­шая на рабо­ту, обе­щая хоро­шие усло­вия и пер­спек­ти­вы. При­чем пере­го­во­ры эти велись пери­о­ди­че­ски с 2008 года, когда радио созда­ло сайт.

«Если были какие-то пре­тен­зии к моей рабо­те, поче­му бы не ска­зать об этом в лицо? — зада­ет­ся вопро­сом Нази­ра и дела­ет вывод: — От меня изба­ви­лись пото­му, что я все­гда откры­то выска­зы­ва­ла свою пози­цию при обсуж­де­нии тем или ситу­а­ций, зада­ва­ла неудоб­ные вопро­сы по кон­тен­ту, как дирек­то­ру мест­но­го алма­тин­ско­го бюро Радио Азаттык, так и на общих пла­нер­ках с праж­ской редакцией».

«После уволь­не­ний в праж­ской редак­ции Азаттык и после года моей рабо­ты, у меня не оста­ет­ся сомне­ний, что в редак­ции царит атмо­сфе­ра непро­фес­си­о­на­лиз­ма, кад­ро­вая поли­ти­ка осу­ществ­ля­ет­ся с точ­ки зре­ния зем­ля­че­ства, трай­ба­лиз­ма, даже рели­ги­оз­ной общ­но­сти и лич­ной пре­дан­но­сти руко­вод­ству, — жест­ко про­ком­мен­ти­ро­ва­ла ситу­а­цию Нази­ра. — И мой слу­чай не еди­нич­ный, это уже печаль­ная тен­ден­ция — избав­лять­ся от неугод­ных, неза­ви­си­мых, про­фес­си­о­наль­ных сотруд­ни­ков. И это не про­сто внут­ри­кор­по­ра­тив­ные дела, ведь все ска­зы­ва­ет­ся на идео­ло­гии и кон­тен­те Азаттык, поэто­му я посчи­та­ла нуж­ным рас­ска­зать об этом все­му миру».

С таки­ми дру­зья­ми вра­гов не надо 

Как ста­ло извест­но, голос неспра­вед­ли­во уво­лен­ных жур­на­ли­стов все-таки ока­зал­ся услы­шан­ным. В Вашинг­тоне, 14 декаб­ря на откры­том засе­да­нии Сове­та управ­ля­ю­щих веща­ни­ем (BBG — орган кон­тро­ли­ру­ю­щий радио Сво­бо­да) испол­ни­тель­ный дирек­тор Коми­те­та США по меж­ду­на­род­но­му веща­нию (CUSIB) Энн Нунан при­зва­ла руко­вод­ство RFE/RL к вос­ста­нов­ле­нию на рабо­те уво­лен­ных в сен­тяб­ре это­го года сотруд­ни­ков мос­ков­ско­го бюро Радио Свобода.

Гос­по­жа Нунан так­же под­ня­ла вопрос об уволь­не­нии жур­на­ли­стов из Радио Азаттык и выра­зи­ла обес­по­ко­ен­ность по пово­ду жур­на­лист­ки Нази­ры Дарим­бет, кото­рая так­же неожи­дан­но была уво­ле­на из казах­ской редакции.

«Еще один пункт, кото­рый я хоте­ла бы отме­тить как факт — это уволь­не­ние в июне четы­рех жур­на­ли­стов с казах­ско­го сер­ви­са Радио Сво­бо­да и выпуск оскор­би­тель­ных видео­ро­ли­ков с откро­вен­ны­ми наме­ка­ми на секс в стране, где в основ­ном про­жи­ва­ют мусуль­мане. Осо­бен­но тре­во­жит факт непро­дле­ния кон­трак­та для моло­дой казах­ской жур­на­лист­ки Нази­ры Дарим­бет, кото­рая про­те­сто­ва­ла про­тив этих видео­ро­ли­ков и зада­ла вопрос пре­зи­ден­ту Радио Сво­бод­ная Евро­па / Радио Сво­бо­да Сти­ве­ну Кор­ну, по пово­ду ситу­а­ции вокруг уво­лен­ных жур­на­ли­стов из мос­ков­ско­го офи­са Радио Сво­бо­да”, — заяви­ла Энн Нунан».

Высту­пая на откры­том засе­да­нии BBG, г‑жа Нунан ска­за­ла так­же, что мас­со­вое уволь­не­ние несколь­ких десят­ков сотруд­ни­ков Рус­ской служ­бы явля­ет­ся бес­пре­це­дент­ным шагом про­тив «аме­ри­кан­ской пуб­лич­ной дипло­ма­тии и чело­ве­че­ской поря­доч­но­сти». При этом она напом­ни­ла сло­ва извест­ной рос­сий­ской пра­во­за­щит­ни­цы, гла­вы Мос­ков­ской Хель­синк­ской груп­пы Люд­ми­лы Алек­се­е­вой о том, что ни пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Путин, ни КГБ не смог­ли при­чи­нить вре­да Радио Сво­бод­ная Евро­па / Радио Сво­бо­да боль­ше, чем это сде­лал пре­зи­дент кор­по­ра­ции Сти­вен Корн.

Посе­ща­е­мость упа­ла в два раза

Уволь­не­ние жур­на­ли­стов ста­ло, по мне­нию испол­ни­тель­но­го дирек­то­ра CUSIB, при­чи­ной рез­кой сме­ны фор­ма­та веща­ния, прак­ти­че­ско­го исчез­но­ве­ния новост­ных и ана­ли­ти­че­ских про­грамм. Это повлек­ло за собой поте­рю не толь­ко радио­ауди­то­рии, но и чита­те­лей сай­та. Все­го за два меся­ца посе­ща­е­мость интер­нет-пор­та­ла Радио Сво­бо­да сни­зи­лась на 50%.

Меж­ду тем чле­ны Сове­та, засе­да­ние кото­ро­го транс­ли­ро­ва­лось в пря­мом эфи­ре на сай­те www.usgbroadcasts.com, при­шли к мне­нию о необ­хо­ди­мо­сти более мас­штаб­но­го изу­че­ния ситу­а­ции в Рус­ской служ­бе Радио Сво­бо­да. Такой мони­то­ринг дол­жен быть про­ве­ден до фев­ра­ля 2013 года под руко­вод­ством заме­сти­те­ля дирек­то­ра BBG Джеф­фа Тримбла.

Нынеш­не­му пре­зи­ден­ту RFE/RL Сти­ву Кор­ну дали 45 дней на то, что­бы он поки­нул свой пост. По неко­то­рым дан­ным, вслед за ним может уйти и руко­во­ди­тель Казах­ской служ­бы радио Сво­бо­да Еды­ге Магауин.

архивные статьи по теме

Призывы к более широким санкциям, конфискация элитной недвижимости российского олигарха в Нью-Йорке

Editor

«Великие успехи» и безымянные «предатели родины». Риторика экс-президента

Editor

Признания добились пытками?