Ведущие политики, правительства и элиты со всего мира были потрясены крупнейшим в истории расследованием ICIJ, которое изменило мировые разговоры о налоговых убежищах и финансовых преступлениях.
По мере приближения национальных выборов в Чешской Республике в октябре Андрей Бабиш, казалось, был на пути к тому, чтобы выиграть еще один срок на посту премьер-министра страны. Опросы показали, что его центристская партия, АНО, возглавляет всех противников.
Затем 3 октября, за неделю до первого голосования, расследование Pandora Papers показало, что Бабиш — популист, выступавший против коррупции политической и экономической элиты, — использовал подставные компании в налоговых убежищах для покупки замка на Французской Ривьере. Он не раскрыл ни замок, ни компании, как того требует чешское законодательство. Один опрос СМИ показал, что 8% сторонников его партии поменялись голосами в результате разоблачения информации Международным консорциумом журналистов-расследователей и его информационными партнерами.
После подсчета голосов Бабиш и его партия заняли второе место , позволив коалиции других партий сформировать новое правительство.
Падение чешского миллиардера — лишь один из результатов расследования Pandora Papers, крупнейшего журналистского партнерства в истории, которое основывалось на самой крупной утечке конфиденциальных офшорных финансовых документов за всю историю.
За несколько недель, прошедших после публикации сотен расследований, проведенных более чем 600 журналистами ICIJ и 150 медиа-партнерами, новые события произошли стремительно.
Руководители стран и другие политики изо всех сил пытались сохранить свои рабочие места.
Правительства по всему миру пообещали ужесточить законы , созвали общественные слушания и начали расследования — не менее 19 расследований и расследований со стороны Европейского парламента, Европола и властей в 15 странах.
Средства массовой информации, эксперты по борьбе с коррупцией и протестующие требовали агрессивных усилий, чтобы положить конец системе офшорной секретности, которая позволяет богатым и влиятельным людям скрывать деньги, заключать секретные сделки и уклоняться от уплаты налогов.
The New York Times озаглавила исследование информационных партнеров , как „ деньги бомбы с политической Рябью .“ Цифровое новостное издание Middle East Eye назвало это « финансовым землетрясением ».
«Документы Пандоры — тревожный сигнал для всех, кому небезразлично будущее демократии», — сказал сенатор Бен Кардин, демократ из Мэриленда, через четыре дня после появления первых материалов расследования. «Тридцать лет спустя после окончания« холодной войны »демократиям пора объединиться и потребовать прекращения беспрецедентной коррупции, которая стала определяющей чертой мирового порядка. Мы должны очистить наши системы от грязных денег и лишить клептократов убежища ».
Кровь и доллары
В некоторых странах Документы Пандоры вызвали отрицание и отпор со стороны высокопоставленных чиновников, деловых людей и тайных агентов.
«В первую очередь, моего имени нет», — заявил президент Кении Ухуру Кеньятта в ООН в Нью-Йорке через несколько дней после того, как расследование Pandora Papers показало, что его имя фигурирует в секретном трастовом документе из Панамы.
В ноябре отчет Mozilla Foundation отметил хорошо скоординированную онлайн-дезинформацию, направленную на дискредитацию выводов о том, что Кеньятта и его семья владеют офшорной империей .
Подозрительные учетные записи Twitter и Facebook, в том числе имитирующие учетные записи знаменитостей, публиковали хэштеги, такие как #phonyleaks, в попытке запутать проблему, согласно отчету, озаглавленному «Как манипулировать Twitter и влиять на людей: пропаганда и документы Pandora в Кения.”
В Иордании спецслужбы страны подвергли цензуре репортажи журналистов Pandora Papers об обширной и секретной империи собственности короля Абдаллы II .
В некоторых странах разоблачения, опубликованные в «Документах Пандоры», вызвали протесты на улицах — и страстные комментарии в СМИ — по поводу неспособности правительств бороться с коррупцией и препятствовать потоку грязных денег.
В Бразилии протестующие бросили заляпанные красной краской фальшивую американскую валюту и настоящие куриные ножки в офис министра экономики Паулу Гедеса после того, как стало известно, что он создал подставную компанию на Британских Виргинских островах. Позже нижняя законодательная палата Бразилии вызвала Гедеса для разъяснения его офшорной деятельности.
На Кипре сотни протестующих собрались, чтобы потребовать отставки президента Никоса Анастасиадиса после того, как расследование Pandora Papers показало, что основанная им юридическая фирма служила офшорным каналом для мега-богатых россиян. «Хватит, хватит», — сказал митингующим лидер оппозиционной партии. «Годами сгущались тучи, пока не разразилась сегодняшняя буря.
В США Джошуа Рудольф, эксперт по борьбе с коррупцией в некоммерческой организации Alliance for Securing Democracy, сказал, что американские власти должны ответить на Документы Пандоры « радикальными и решительными политическими реформами . . . . Последние резкие разоблачения показывают, что финансовая система США играет центральную роль в сокрытии сомнительного богатства коррумпированных чиновников. Это предполагает, что политический ответ тоже должен быть сделан в Америке ».
Как и предыдущие партнерства ICIJ по отчетности, ориентированные на офшорные деньги, последнее расследование ICIJ отразилось в десятках стран. Единственное отличие на этот раз заключается в том, что расследование Pandora Papers вызвало некоторые из его крупнейших событий в США — стране, которая давно критикует другие страны за отмывание денег и уклонение от уплаты налогов, хотя сами США служат крупным центром для оффшорных денег. .
6 октября в ответ на сообщение Pandora Papers, опубликованное Washington Post и ICIJ, двухпартийная группа американских законодателей представила закон , который впервые потребовал бы от трастовых компаний, юристов, арт-дилеров и других лиц расследовать попытки иностранных клиентов перемещать деньги через американскую финансовую систему.
На слушаниях в Конгрессе, посвященных Документам Пандоры в начале декабря, законодатели призвали Южную Дакоту и другие штаты США копировать методы Каймановых островов и других традиционных офшорных финансовых убежищ. История, опубликованная совместно ICIJ и The Washington Post, раскрыла процветающую и очень секретную оффшорную индустрию Южной Дакоты , включая подробную информацию о почти 30 трастах, которые держали активы, связанные с людьми или компаниями, обвиняемыми в мошенничестве, взяточничестве или нарушениях прав человека. Российский олигарх и помощник жестокого бывшего латиноамериканского диктатора также основал тресты и секретные компании в Вайоминге, сообщили ICIJ и The Washington Post.
По другую сторону Атлантики официальные лица Европейского Союза пообещали новые меры пресечения в отношении лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, а Европол , европейское агентство по борьбе с преступностью, заявило, что результаты журналистского партнерства помогут ему в борьбе с организованной преступностью.
«Документы Пандоры доказывают, что нынешний подход к обмену красиво сформулированными письмами просто не подходит», — сказал Маркус Фербер, член Европейского парламента от Германии, во время слушания по документам Пандоры.
В Соединенном Королевстве законодатели осудили сохраняющуюся роль Соединенного Королевства как пункта назначения и канала для грязных денег. «Нам нужно, чтобы наше правительство проснулось, прекратило произносить теплые слова — а они делают много — и начало принимать жесткие меры, чтобы подавить это опасное преступление и эту ужасную тенденцию», — сказала Маргарет Ходж, член парламента от Лейбористской партии, сказал.
Бюро кодекса поведения Нигерии объявило, что будет проверять политиков, упомянутых в «Документах Пандоры». Признавая прошлые проблемы, требующие привлечения к ответственности влиятельных фигур, глава бюро Мохаммед Иса сказал: «Нигерийцы, причастные к расследованию Pandora Papers, предстанут перед непосредственным судом.
Беда для политиков
Других государственных чиновников заставляли защищать свои финансовые дела или офшорные маневры близких им людей.
В Чили законодатели объявили импичмент президенту Себастьяну Пиньере в ответ на разоблачения о том, что часть продажи доли его детей в горнодобывающей компании за 152 миллиона долларов была обусловлена тем, что чилийское правительство не наложило определенных экологических ограничений — правительство во главе с Пиньерой в то время. Пиньера отрицает наличие конфликта интересов. Сенат Чили проголосовал 24–18 за отстранение его от должности, но количество голосов не дотянуло до требуемого порога.
В Эквадоре президент Гильермо Лассо также пережил попытку импичмента в ответ на разоблачения о том, что он перевел активы в Южную Дакоту через несколько месяцев после того, как эта латиноамериканская страна приняла закон, запрещающий должностным лицам владеть офшорными компаниями. Вместо этого законодатели направили Лассо в прокуратуру, налоговую инспекцию и другие ведомства, чтобы узнать, не нарушил ли он какие-либо законы.
В Гондурасе избиратели отвергли Насри Асфура — кандидата от правящей партии, который выиграл президентские выборы в стране в ноябре — после того, как расследование Pandora Papers выявило его интересы в секретных компаниях в Панаме.
Министр транспорта Филиппин Артур Тугаде неожиданно решил не претендовать на место в Сенате менее чем через неделю после того, как журналисты сообщили, что он никогда не объявлял подставную компанию на Британских Виргинских островах, что требуется по закону.
В Шри-Ланке президент Готабая Раджапакса приказал провести расследование в отношении результатов документов Pandora , в том числе показывающих, что члены его семьи использовали подставные компании для покупки элитной недвижимости и произведений искусства.
Государственная прокуратура Черногории допросила сына президента Мило Джукановича после того, как выяснилось, что семья создала сложную сеть компаний в пяти налоговых убежищах для управления наследством и покупки недвижимости. В Колумбии законодатели вызвали вице-президента страны, министра транспорта и начальника налоговой службы для дачи показаний после того, как журналисты раскрыли, что каждый из них владеет офшорными компаниями.
Даже известные художественные музеи подверглись тщательной проверке.
В октябре, после того как расследование Pandora Papers показало, как ведущий коллекционер произведений искусства, обвиненный в торговле похищенными произведениями искусства, создал два секретных офшорных фонда, следователи из прокуратуры США встретились с Метрополитен-музеем в Нью-Йорке, чтобы изучить происхождение камбоджийских артефактов в Нью-Йорке. собрание музея. Встреча состоялась через несколько дней после того, как Художественный музей Денвера объявил о планах вернуть в Камбоджу реликвии , на которые ссылались ICIJ и The Washington Post.
«Разоблачение Pandora Papers подтвердило, что злоумышленники эксплуатируют многомиллиардный рынок искусства, используя юридические лазейки для торговли артефактами, отмывания денег и сокрытия незаконно полученных доходов», — сказала Тесс Дэвис, исполнительный директор Antiquities Coalition.
Дэвис сказал, что государственная политика в целом «рассматривала культурный рэкет как« белых воротничков »и преступление без потерпевших — если вообще рассматривала его как преступление. Громкие и широко освещаемые истории, такие как «Документы Пандоры», во многом исправляют это ложное повествование ».
Журналистика Первой поправки
Первые разоблачения из Pandora Papers появились 3 октября в 13:00 по восточному поясному времени в США. Менее чем за три часа #PandoraPapers стала второй популярной темой в Твиттере во всем мире.
Наряду с сотнями статей из новостных агентств, которые были членами партнерства, другие СМИ по всему миру также распространили информацию.
« Массовая утечка данных раскрывает скрытое богатство мировых лидеров », — говорится в заголовке Financial Times. Пакистанская газета Express Tribune сказала: «Документы Пандоры», чтобы открыть ящик Пандоры » .
Документы Пандоры, основанные на почти 12 миллионах конфиденциальных записей офшорных поставщиков услуг со штаб-квартирами на четырех континентах, раскрывают, как президенты, премьер-министры и даже один король , а также миллиардеры, знаменитости и преступники защищали огромные состояния с помощью секретных компаний, созданных в налоговых убежищах. .
Анализируя записи 14 различных офшорных поставщиков услуг , расследование Pandora Papers привлекло беспрецедентное внимание к давним налоговым убежищам, включая Швейцарию , Белиз и Сейшельские острова , а также к растущим офшорным центрам, таким как Объединенные Арабские Эмираты .
ICIJ получил просочившиеся документы и поделился ими с самой большой командой журналистов в истории. В течение почти двух лет журналисты от Джакарты до Стамбула, Монтевидео и Вашингтона, округ Колумбия, просматривали файлы, дополняя и расширяя взрывоопасные разоблачения сотнями интервью и тысячами страниц информации о недвижимости, корпоративных и других документах — публичных и конфиденциальных.
Расследование освещалось в политических карикатурах в Южной Африке, Нидерландах , Италии , Украине , Индии и других странах; на аккаунтах TikTok в Украине; и на «Позднем шоу со Стивеном Колбертом» в Нью-Йорке. Колберт использовал «Документы Пандоры» как основу для «последнего выпуска моего давнего сегмента:« Богатые люди: они просто не такие, как мы ». Мы платим налоги ».
Комедии викторина Национального общественного радио, «Подождите, подождите, не говори мне , » открыто с сегментом утверждающим , что «бедро, новое, прохладное место , чтобы спрятать свои неправедные доходы является суверенным государством Южной Дакоты.»
Один из участников дискуссии пошутил: «Я полагаю, это объясняет все навороченные тракторы John Deere, которые вы видите в Южной Дакоте, с позолоченными ободами и звуковой системой за 9000 долларов».
В более серьезном ключе обозреватель Arkansas Democrat Gazette Майк Мастерсон назвал Pandora Papers примером «того, чем должна (и могла бы быть) журналистика Первой поправки, если бы руководители многих редакций печати и вещания по всей Америке были привержены своим обязанностям. для американской общественности … »Роберт Сильверман, старший менеджер по защите интересов группы по борьбе с бедностью Oxfam America, сказал, что документы Пандоры были« осуждающим напоминанием о том, что в Соединенных Штатах есть две отдельные налоговые системы — одна для сверхбогатых и имеющих хорошие связи, и по одному для всех ».
Бывший президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес указал на виновность западных политиков, юристов, банкиров и бухгалтеров в офшорных правонарушениях, заявив , что «Документы Пандоры» «демонстрируют, что мы сами систематически причастны к воровству и коррупции, от которых страдает очень много обществ».
В Коста-Рике налоговые органы объявили о расследовании в отношении отдельных лиц и компаний, в том числе крупного производителя молока, который создал подставную компанию в Панаме через несколько месяцев после того, как был оштрафован за уклонение от уплаты налогов по отдельной оффшорной схеме. Канцелярия премьер-министра Малайзии также пообещала, что национальные агентства будут исследовать раскрытие информации, содержащейся в «Документах Пандоры».
В Нидерландах, где документы Pandora показали, что министр финансов Вопке Хекстра имел тайный интерес к подставной компании на Британских Виргинских островах, парламент проголосовал за закрытие лазейки, которая позволила Хекстре объявить о своих офшорных связях.
Власти Пакистана объявили, что начали сбор информации Pandora Papers о возможных финансовых преступлениях и уклонении от уплаты налогов. В Индии группа правительственных агентств также открыла расследование, что вселяет надежду на будущие штрафы и пени. Предыдущие расследования, вызванные разоблачениями ICIJ, помогли Индии вернуть миллионы долларов, заявило министерство финансов, инициировав расследование Pandora Papers.
Налоговые убежища также откликнулись.
Валютное управление Сингапура, центральный банк и финансовый регулятор этой страны в Восточной Азии, объявило о расследовании деятельности офшорных фирм, имеющих офисы в стране.
В Белизе, налоговом убежище в Центральной Америке, где проживают три из 14 офшорных поставщиков услуг, утечки данных которых легли в основу документов Pandora, подразделение финансовой разведки страны объявило о расследовании и публично похвалило сотрудничество со СМИ.
«Мы официально подтверждаем нашу признательность за то, что журналистские расследования вносят свой вклад в этот процесс», — заявили в подразделении. «Он помогает работе правоохранительных и регулирующих органов, предоставляя полезную информацию, иногда из нетрадиционных источников».
Ссора в Праге
В Чехии премьер-министр Бабиш дал отпор. В то время как просочившиеся записи включали копию его паспорта, подписи и рекомендательные письма из банка, Бабиш утверждал, что расследование СМИ было сфабриковано.
На улицах его телохранители отталкивали репортеров, осмелившихся задавать вопросы. Журналисты, опубликовавшие эту историю, получали угрозы в Интернете. «Тебя ждет кипяток», — написал один из пользователей Facebook.
«Документы Пандоры» в течение нескольких дней доминировали в местных и международных новостях, поскольку предвыборная кампания достигла апогея.
«Сенсация в Праге», — гласил заголовок в австрийской газете Kurier. В Соединенном Королевстве The Independent сообщила читателям: «Одержимые скандалом Баби, упомянутые в Pandora Papers, по-прежнему готовы побеждать на выборах». В Чешской Республике, где свобода слова ограничена и где сам Бабиш владеет двумя газетами и крупнейшей коммерческой радиостанцией страны, даже газеты, дружественные Бабишу, освещали эту историю.
В Праге политолог Якуб Чарват заявил местной газете Blesk.cz, что ни один предыдущий скандал не ослабил Бабиша сильнее. «Если даже это не обескураживает избирателей, то, возможно, ничто не обескураживает их», — сказал Чарват о «Документах Пандоры», когда результаты подсчитывались.
Это было так.
Избиратели показали дверь одному из самых известных популистов Европы: Бабиш проиграл менее 1%.
Стоя за трибуной с политическим лозунгом «Я буду сражаться за тебя», Бабиш сказал: «Мы не ожидали проигрыша».
Источник: https://www.icij.org/