«Обеспечьте справедливый судебный процесс для оппозиционных активистов и нефтяника», – с таких слов начинается заявление международной правозащитной организации Human Rights Watch в поддержку Владимира Козлова, Серика Сапаргали и Акжаната Аминова. Ниже приводим текст заявления полностью.
Автор: Human Rights Watch
Судебный процесс должен быть открытым, процессуальные права должны быть соблюдены.
(Москва) - Власти Казахстана (http://www.hrw.org/europecentral-asia/kazakhstan) обязаны обеспечить, чтобы судебный процесс над двумя оппозиционными деятелями и нефтяником, начинающийся 16 августа 2012 г., был справедливым и открытым, а также, чтобы права подсудимых были полностью соблюдены, — заявляет сегодня организация Human Rights Watch.
Владимир Козлов, лидер незарегистрированной оппозиционной партии «Алга!», Серик Сапаргали, член оппозиционного движения «Народный фронт», а также Акжанат Аминов, нефтяник из Жанаозена, который был осужден в августе 2011 г. за руководство несанкционированной забастовкой по телефону, обвиняются в «разжигании социальной розни». Обвинения основаны на предполагаемом участии этих людей в жестоких столкновениях (http://www.hrw.org/news/2011/12/17/kazakhstan-investigate-violence-oil-rich-western-region), произошедших 16 декабря 2011 г. между полицией и другими работниками в западном Казахстане, вспыхнувших после масштабной трудовой забастовки нефтяников, требующих повышения зарплат. В июне 2012 г. власти выдвинули следующие обвинения по уголовным делам в «призыве к насильственному свержению конституционного строя» по отношению к трем активистам (http://www.hrw.org/news/2012/06/29/kazakhstan-justify-charges-against-activists-oil-worker%5D), но до сих пор никакая подробная информация о том, что эти деятели сделали или сказали, чтобы подтвердить какие-либо из этих обвинений, обнародована не была.
«Учитывая секретность, которой окружено это расследование, крайне важно, чтобы власти Казахстана обеспечили строгое соответствие международным стандартам проведения справедливого судебного разбирательства в отношении Козлова, Сапаргали и Аминова, — заявляет Михра Риттманн (http://www.hrw.org/bios/mihra-rittmann) , исследователь организации Human Rights Watch в Центральной Азии. — Судебный процесс должен быть открыт для наблюдателей, должен проводиться на официальном языке, понятном для всех подсудимых, и подсудимым должны разрешить оспаривать доказательства, представленные против них, и подвергать свидетелей перекрестному допросу.”
Козлов, 52 года, и Сапаргали, 60 лет, были арестованы (http://www.hrw.org/news/2012/01/24/kazakhstan-opposition-activists-arrested) 23 января 2012 г. в г. Алматы, и им были предъявлены обвинения в «разжигании социальной розни». В мае их перевели в СИЗО в Актау, в западном Казахстане, где, предполагается, будет проведен судебный процесс по обвинениям в их отношении. Аминов, 54 года, был заключен 17 февраля 2012 г. по обвинениям в «разжигании социальной розни» в западном Казахстане.
В конце июня Алия Турусбекова, жена Козлова, рассказала Human Rights Watch, что власти выдвинули новые обвинения в отношении этих трех человек в «призывах к насильственному свержению конституционного строя». Дополнительно власти обвинили Козлова в «создании и руководстве организованной группировкой с целью совершения большего количества преступлений», и подобные обвинения предъявили еще двум другим лицам: Муратбеку Кетабаеву, члену координационного комитета партии «Алга!», и Мухтару Аблязову, бывшему председателю банка «БТА» в Казахстане и соучредителю оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана», оба живут в изгнании.
По мнению Турусбековой, с тех пор власти обвинили также нефтяника Аминова в участии в той же «криминальной группировке» и выдвинули против него дополнительные уголовные обвинения. Уголовное расследование под руководством Комитета национальной безопасности Казахстана (КНБ) окутано тайной. Со времени начала расследования власти не предоставили доказательств в виде каких-то высказываний или действий со стороны обвиняемых, которые бы указывали на наличие оснований для их обвинения в призывах кого-либо к насилию, или что они были организаторами или членами криминальной группировки. КНБ также заставляет юристов, представляющих интересы активистов, подписывать заявления о неразглашении.
Власти завершили шестимесячное расследование в середине июля, но дали Козлову и его юристу менее трех недель, чтобы ознакомиться с материалами дела. По мнению Турусбековой, власти проигнорировали ходатайство Козлова предоставить ему больше времени на просмотр материалов дела, и 9 августа передали его дело следователям КНБ для составления обвинительного заключения. В течение одного дня КНБ обработало 62 тома материалов дела (примерно 11 тыс. страниц) и составило обвинительное заключение против Козлова, Сапаргали и Аминова, состоящее из примерно 1300 страниц. В течение еще одного дня прокурор просмотрел и подписал обвинение.
«Отказ Козлову в дополнительном времени на просмотр материалов дела и скорость, с какой следователь КНБ и прокурор передали дело в суд, вызывают серьезные сомнения по поводу стремления властей соблюдать процессуальные права подсудимых должным образом», — заявляет Human Rights Watch.
Human Rights Watch также снова выражает обеспокоенность (http://www.hrw.org/news/2012/03/14/kazakhstan-lawyer-freed-rights-restricted) по поводу обвинений в “разжигании социальной розни” и призывает отклонить это обвинение, а также отменить или изменить статью 164, которая позволяет выдвинуть такое обвинение, ввиду ее несоответствия международным стандартам прав человека в ее актуальной редакции.
«Обвинение в «разжигании социальной розни» настолько размыто и настолько широко, что оно может использоваться и оно используется в целях криминализации законного поведения, которое защищается законодательством по защите прав человека (свобода мнения, выражения и объединения)», — заявляет Human Rights Watch.
Законодательство, по которому выносятся обвинения в разжигании насилия, дискриминации и враждебности, должно также учитывать основные права на свободу слова и должно соответствовать законодательству в области прав человека, и только тогда, когда такое насилие, дискриминация или враждебность представляют угрозу, необходимо предпринимать меры по ограничению такого поведения. Наказание, предусмотренное за «разжигание социальной розни», предусматривает максимальный срок лишения свободы до 12 лет.
Human Rights Watch призывает правительство Казахстана обеспечить, чтобы судебный процесс по делу Козлова, Сапаргали и Аминова соответствовал международным стандартам справедливого судебного разбирательства, включая право на отказ от дачи невыгодных для себя показаний, возможность оспаривать доказательства и проводить перекрестный допрос свидетелей.
«Власти должны гарантировать соблюдение всех процессуальных прав для Владимира Козлова, Серика Сапаргали и Акжаната Аминова, поскольку любое отклонение от предельно справедливого процесса бросит только еще большую тень сомнения на то, что дела в отношении этих лиц являются необоснованными и политически мотивированными», — заявляет Риттманн.
Источник: Human Rights Watch http://www.hrw.org/NEWS/2012/08/15/KAZAKHSTAN-ENSURE-FAIR-TRIAL-OPPOSITION-ACTIVISTS-OIL-WORKER
See original article:
HRW требует в Актау справедливого суда