Freedom Holding Corp. должна дать кое-какие объяснения.
Фирма, предоставляющая финансовые услуги, совершенно невероятно стала одной из самых быстрорастущих компаний на планете. Ее акции котируются на Nasdaq, она зарегистрирована в Лас-Вегасе, но во всех смыслах ведет свою деятельность в основном в Казахстане.
Как показало декабрьское расследование Фонда финансовой журналистики, стремительный рост прибыли Freedom Holding стал результатом непонятных и непрозрачных методов ведения бизнеса, которые его руководство не хочет обсуждать.
Среди договоренностей — тесная связь Freedom Holding с FFIN Brokerage Services, базирующейся в Белизе фирмой по торговле ценными бумагами, принадлежащей Тимуру Турлову. Он также является миллиардером, основателем и мажоритарным акционером Freedom Holding.
Даже самый опытный инвестор, вероятно, не был свидетелем сделок со связанными сторонами в масштабах сделок FFIN с Freedom Holding.
В прошлом году более 56 процентов доходов Freedom Holding приходилось на комиссионные платежи FFIN, а в 2019 году они составили более 65 процентов . Однако то, что Freedom Holding делает для получения комиссионных, не совсем очевидно. Тем не менее, две компании настолько переплетены — старшие менеджеры Freedom Holding используют учетные записи электронной почты FFIN — неясно, в каком смысле эти две компании разделены.
В июне Freedom Holding впервые раскрыла в своем годовом отчете свои отношения с FFIN, назвав это фактором риска, который инвесторы должны взвесить перед покупкой акций. Выделено как предмет особого интереса: часть доходов, которые Фридом Холдинг получил от компании Турлова. В годовом отчете аудитор Freedom Holding, компания WSRP LLC из Солт-Лейк-Сити, признала связь с FFIN как часть нескольких « важных вопросов аудита » . (Нанятый Freedom Holding для оценки точности своего учета, WSRP не стал оценивать правомерность отношений Freedom Holding с FFIN.)
Но собственный годовой отчет FFIN , также опубликованный в июне, должен заставить инвесторов Freedom Holding задуматься: всего за год активы FFIN выросли почти на 1100 процентов и превысили 2,5 миллиарда долларов. Это значительно больше, чем активы Freedom Holding в размере 2 миллиардов долларов .
Если FFIN когда-либо окажется в тяжелом финансовом положении, Freedom Holding может столкнуться с серьезными проблемами.
А прибыль FFIN принесла Турлову значительные денежные средства: 12,8 млн долларов в 2019 году и более 30 млн долларов в прошлом году. (Хотя в прошлом году FFIN зафиксировала убыток в размере 16 миллионов долларов, внешний юрисконсульт Freedom Holding Рон Поултон из Солт-Лейк-Сити объяснил, что фактических убытков не было. Обесцененная торговая дебиторская задолженность в размере 46,53 миллиона долларов, зарегистрированная FFIN, была не убытком в результате неуплаты клиентами, а « условие бухгалтерского учета » для документирования затрат, таких как неденежные расходы , такие как амортизация, сказал он.)
Хранение условий отношений в тайне
Хотя подробности соглашения FFIN и Freedom Holding публично не разглашаются, основные контуры ясны: FFIN выступает в качестве брокера для Freedom Holding, в основном проводя сделки с популярными акциями, котирующимися на биржах США, и первичные публичные предложения.
Торговля IPO является наиболее активно продвигаемым направлением деятельности Freedom Holding, и FFIN занимается вопросами обслуживания клиентов фирмы, связанными с IPO . Со своей стороны, FFIN придерживается отличительной деловой практики: от клиентов требуется соблюдение 93-дневного периода блокировки для любых акций IPO, которые они покупают. Клиенты не могут продавать или даже переводить на внешний счет вновь приобретенные акции в течение этого трехмесячного периода.
Это резко противоречит типичной американской и европейской брокерской практике, согласно которой клиенты могут свободно торговать своими акциями сразу после получения распределения. Любая другая брокерская компания, которая попытается наложить это ограничение, скорее всего, будет обеспечена немедленным исходом клиентов и волной судебных разбирательств.
Фонд финансовой журналистики задал Поултону несколько вопросов об особенностях отношений Freedom Holding и FFIN. (Поултон ответил на одну группу вопросов , но отказался отвечать на второй , более конкретный набор.) Он говорил о FFIN только в общих чертах, говоря : «Функциональная цель брокерских услуг FFIN для ее клиентов разнообразна и конфиденциальна для них».
Поултон также сослался на изменения в законодательстве России и Казахстана, которые могут уменьшить зависимость Freedom Holding от FFIN. Турлов создал FFIN в 2014 году, чтобы предложить резидентам России и Казахстана доступ к инвестициям в долларах США, сказал Поултон. В то время российские регулирующие органы не одобряли частных лиц, владеющих инвестициями в британских фунтах стерлингов и долларах США. Однако в 2018 году две страны начали ослаблять такие правила.
Фонд финансовой журналистики задал те же вопросы Адаму Куку, корпоративному секретарю Freedom Holding; Аскар Таштитов , президент Freedom Holding; и Турлов, но ответа не получил.
Получение огромной прибыли через небольшое подразделение на Кипре
Несмотря на неуклонный рост стоимости акций Freedom Holding, его финансовые отчеты, безусловно, являются кошачьей мятой для продавцов коротких позиций и финансовых скептиков.
В документах отражена заметная роль кипрского подразделения Freedom Holding в росте компании. Эта дочерняя компания, которая раньше была основным компонентом Freedom Finance Europe Limited, была официально переименована в Freedom Finance Europe Limited ; подразделение открылось в 2017 году, и его основной задачей является управление электронной торговой системой Freedom 24 .
Как описано в декабрьской статье, отличительной чертой кипрской дочерней компании является достижение астрономического роста прибыли, не имеющего себе равных на Уолл-стрит. Хотя в 2017 году кипрское подразделение сообщило об убытках в размере 30 000 долларов США, к 2019 году его прибыль составила 33,8 миллиона долларов США. В 2020 году доход дочерней компании вырос до 80,4 млн долларов .
История роста доходов Freedom Holding полностью зависит от ее кипрской дочерней компании. Один из способов отследить это — сравнить опубликованные финансовые результаты Freedom Holding и ее кипрской дочерней компании с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года. чистая прибыль, но материнская компания Freedom Holding публикует информацию о доходах ежеквартально, а ее финансовый год заканчивается 31 марта.)
За девять месяцев, закончившихся 31 декабря 2020 года, Freedom Holding сообщила о чистой прибыли в размере 90,1 млн долларов, из которых 80,4 млн долларов были получены от кипрской дочерней компании.
Таким образом, за девять месяцев последнего финансового года Freedom Holding кипрское подразделение принесло не менее 56% чистой прибыли материнской компании в размере 142,9 млн долларов .
И, согласно недавнему отчету регулирующих органов , кипрская дочерняя компания добилась этих результатов с минимальными ресурсами. Для создания этой суммы потребовалось всего 13 сотрудников и 6,3 миллиона долларов капитала.
На первый взгляд, безвкусная работа кипрского подразделения, скорее всего, выведет его на первое место в списке самых прибыльных торговых точек в истории. (Отдаленная секунда: высокодоходная торговая операция Майкла Милкена в Drexel Burnham Lambert, которая в 1987 году принесла предполагаемый доход в 2 миллиарда долларов, а Милкен заработал около 550 миллионов долларов .)
Для стороннего наблюдателя тот факт, что кипрское подразделение может приносить прибыль в таком масштабе, сбивает с толку. В конце концов, это обычная онлайн-торговая операция, которая облегчает сделки с акциями отдельных инвесторов. Это определенно не элитное торговое подразделение; компенсация ее 13 сотрудникам в прошлом году составила менее 1,3 миллиона долларов.
Проведение сделок обходным путем
Freedom Holding применяет удивительно сложный процесс исполнения ордеров для сделок своих клиентов. Это лабиринт до такой степени, что получение наилучшей возможной цены для клиента является второстепенной задачей.
Согласно беседам с нынешними и бывшими клиентами Freedom Holding, а также с бывшим руководителем компании, транзакция может выглядеть примерно так : заказ Freedom Finance Europe на Кипре. Но окончательное исполнение заказа клиента, по-видимому, требует еще одной передачи либо дочерней компании Freedom Holding в Москве, либо (часто) фирме с тревожной регулятивной историей Lek Securities UK Limited в Лондоне.
Одна из возможных причин этой сложности? Расслоение комиссий — практика взимания с клиента нескольких комиссий за одну транзакцию.
Расслоение является законной, хотя и спорной практикой, которая потеряла популярность в индустрии управления капиталом США, учитывая рост более дешевых индексов и инвестирование в биржевые фонды. Но для Турлова и его коллег удлинение жизненного цикла сделки для получения двух или трех комиссий может быть заманчивым, поскольку их клиентская база, в основном российская и казахстанская, может иметь скудный опыт работы с практиками Уолл-Стрит или серьезной защиты прав потребителей.
Еще одна загадка: в заявлении о раскрытии рисков кипрского подразделения за 2020 год отмечается, что в прошлом году FFIN выполнила 24 процента сделок, совершенных подразделением, по сравнению с 9 процентами в 2019 году. Это странно, поскольку ни FFIN, ни кипрская дочерняя компания не имеют брокерских лицензий в США.
Работа с компаниями с сомнительной репутацией
Одна из самых приятных вещей в управлении расширяющейся и прибыльной компанией — это возможность выбора. Например, если клиент представляет риск для репутации или слишком требователен по отношению к своей экономической ценности, прекращение отношений, как правило, является предложением с низким уровнем риска.
Однако Тимур Турлов и его менеджеры, похоже, не придерживаются этой точки зрения, потому что они регулярно вели дела с людьми и компаниями, чьи обширные юридические проблемы заставили бы большинство американских менеджеров остановиться на своем пути.
Рассмотрим деловые отношения FFIN с двумя московскими компаниями: управляющей компанией QBF LLC и сетевым маркетологом CityLife.
И QBF, и CityLife привлекли к себе пристальное внимание российского правительства: 31 мая Министерство внутренних дел провело обыск в QBF и арестовало двух ее руководителей якобы за участие в схеме Понци. А 1 июня Управление ЦБ РФ по недобросовестной торговой практике внесло « Ситилайф » в список компаний с выявленными признаками незаконной деятельности за якобы наличие признаков финансовой пирамиды .
Как FFIN вписывается во все это? Согласно переводу русскоязычного пресс-отчета о рейде Министерства внутренних дел QBF, FFIN был одним из нескольких банков и брокерских контор, которые, как утверждается, использовались руководителями управляющей компании для вывода денег инвесторов из России. (Ни Турлов, ни Freedom Holding в статье не упоминаются.)
Используя русскоязычную поисковую систему, Фонд финансовой журналистики обнаружил инструкции по переводу FFIN соучредителя CityLife, в которых указаны 16 отдельных банковских счетов, на которые должны были поступать средства. Неясно, кто разместил такой конфиденциальный документ в Интернете, но корневая ссылка находится на веб-сайте CityLife. Одним из банков, перечисленных в форме, является ООО « Банк Фридом Финанс » компании Freedom Holding .
Отвечая на вопрос об отношениях FFIN с QBF и CityLife, Поултон подтвердил , что обе фирмы «когда-то имели стандартные клиентские брокерские счета в FFIN Brokerage Services». Он сказал, что FFIN закрыл счет QBF «осенью 2018 года», но не назвал причину.
Поултон добавил , что счет CityLife был открыт в начале 2021 года и «вел скромную торговлю», а когда Центральный банк России внес его в свой список компаний с выявленными признаками незаконной деятельности, ФФИН закрыл счет.
Обновление: эта история была обновлена 8 августа 2021 г., чтобы прояснить отношения кипрского подразделения с Freedom Finance Europe компании Freedom Holding ; Раньше она называлась дочерней компанией, а теперь называется просто Freedom Finance Europe.
Перевод был сделан с помощью Google Translate
Источник: https://ffj-online.org