5 C
Астана
30 апреля, 2024
Image default

Не оралманы разжигают рознь

Казах­стан назы­ва­ли «лабо­ра­то­ри­ей друж­бы наро­дов». Да, друж­ба эта ино­гда была вынуж­ден­ной – в степ­ные про­сто­ры века­ми высе­ля­ли или пере­се­ля­ли бук­валь­но целые наро­ды. Но отда­дим долж­ное пред­кам: не было в Казах­стане тех, кого не встре­ча­ли бы как доро­го­го гостя.

Автор: Ази­за САУЛ 

Одна­ко жизнь не сто­ит на месте, и сего­дня, когда гло­ба­ли­за­ция сти­ра­ет гра­ни­цы, соеди­няя кон­ти­нен­ты и наро­ды, в Казах­стане про­ис­хо­дит фаталь­ное рас­сло­е­ние обще­ства. При этом груп­пы, про­ти­во­по­став­ля­ю­щие себя друг дру­гу, это даже не пред­ста­ви­те­ли раз­ных этносов.

Полу­чи­лось как всегда

В фокус цело­го ряда казах­стан­ских СМИ неожи­дан­но попа­ли люди, ста­тус и соци­аль­ное поло­же­ние кото­рых в стране обо­зна­ча­ют­ся поня­ти­я­ми «орал­ман» и «репа­три­ант». Это люди, име­ю­щие кор­ни на тер­ри­то­рии Казах­ста­на, волею судеб вырос­шие за рубе­жом и вер­нув­ши­е­ся на зем­лю предков.

За два­дцать лет неза­ви­си­мо­сти, кон­ста­ти­ру­ют казах­стан­ские чинов­ни­ки, на исто­ри­че­скую роди­ну при­бы­ло более мил­ли­о­на пере­се­лен­цев. Сре­ди кото­рых, по дан­ным коми­те­та мигра­ци­он­ной поли­ции МВД Казах­ста­на, 74 док­то­ра наук и 213 кан­ди­да­тов наук. Боль­шин­ство орал­ма­нов, отме­тил он, явля­ют­ся тру­до­спо­соб­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми со сред­ним обра­зо­ва­ни­ем, пятая часть име­ет сред­нее спе­ци­аль­ное, а каж­дый деся­тый — выс­шее образование.

Для их адап­та­ции и пре­вра­ще­ния в казах­стан­цев госу­дар­ством раз­ра­бо­тан ряд про­грамм, преду­смат­ри­ва­ю­щих как мате­ри­аль­ную помощь, так и нема­те­ри­аль­ную под­держ­ку: кво­та для поступ­ле­ния в вузы, пере­обу­че­ние, тру­до­устрой­ство и т.д. Так, толь­ко на про­грам­му «Нур­лы кош», кото­рая завер­ша­ет­ся в нынеш­нем году, госу­дар­ство запла­ни­ро­ва­ло потра­тить 197 795,6 млн тенге.

И вро­де непло­хо все заду­ма­но было, одна­ко испол­не­ние про­грамм — это, без­услов­но, отдель­ная пес­ня. Кото­рая, тем не менее, замет­но вли­я­ет на само­чув­ствие репа­три­ан­тов и обыч­ных граж­дан. Пото­му что из-за это­го само­го «испол­не­ния» мно­гие из орал­ма­нов в поис­ках луч­шей жиз­ни вынуж­де­ны коче­вать по степ­ным просторам.

Кто сеет рознь и смуту?

Напри­мер, часть басту­ю­щих в Ман­ги­ста­уской обла­сти состав­ля­ют орал­ма­ны. При­чем, по мне­нию гла­вы Фон­да наци­о­наль­но­го бла­го­со­сто­я­ния «Самрук-Казы­на» Тиму­ра Кули­ба­е­ва, имен­но они и явля­ют­ся идей­ны­ми вдох­но­ви­те­ля­ми заба­сто­вок. На пер­вом засе­да­нии создан­но­го по его ини­ци­а­ти­ве дис­кус­си­он­но­го клу­ба «Экс­перт», посвя­щен­ном имен­но заба­стов­кам, пред­се­да­тель фон­да под­черк­нул: «У них есть свои нефор­маль­ные лиде­ры, кото­рые при­е­ха­ли из Каракалпакии».

Рас­ти­ра­жи­ро­ван­ная фра­за вызва­ла бур­ную реак­цию — на Кули­ба­е­ва даже гро­зи­лись подать в суд. За что? Сво­им выступ­ле­ни­ем Тимур Кули­ба­ев раз­жи­га­ет соци­аль­ную рознь, гово­рят басту­ю­щие неф­тя­ни­ки. Один из них, Алды­он­гар Теле­гу­сов, под­черк­нул в интер­вью теле­ка­на­лу «К‑плюс»: «Нас в Казах­стане и так делят на три жуза. Теперь, навер­ное, будут делить на рабов, бед­ных и бога­тых. Хотя у нас в Жана­о­зене дав­но так. Теперь еще доба­ви­лась каста орал­ма­нов. Это ведь насто­я­щая рознь, все это вно­сит сму­ту. Соко­ло­ву засу­ди­ли яко­бы за то, что она сеет соци­аль­ную враж­ду. Поче­му же Кули­ба­ев, кото­рый сеет раз­дор, не несет ника­кой ответственности?»

По сло­вам басту­ю­щих, сре­ди них око­ло 30 орал­ма­нов, одна­ко все они — граж­дане Казах­ста­на. Так что их тре­бо­ва­ния закон­ны. Гово­рят, что после заяв­ле­ния Кули­ба­е­ва из Ман­ги­ста­уской обла­сти пере­се­лен­цы ста­ли уезжать.

Так, Бак­ты­бай Жыл­кы­ба­ев, один из тех, кто про­дол­жа­ет басто­вать, рас­ска­зал «К‑плюсу»: «С нами вме­сте рабо­тал один парень по име­ни Мак­сут. Когда он при­е­хал из Ира­на на свою исто­ри­че­скую роди­ну, у него было мно­го про­блем. С огром­ным тру­дом он устро­ил­ся на рабо­ту в неф­тя­ную ком­па­нию. Рядом с нами все эти меся­цы сто­ял на пло­ща­ди. И вот на днях Мак­сут уехал обрат­но в Иран. Ско­рее все­го, имен­но сло­ва Кули­ба­е­ва ста­ли при­чи­ной его отъезда».

Басту­ют не все

Меж­ду тем, не все басту­ю­щие — орал­ма­ны и не все орал­ма­ны — басту­ю­щие. Мон­таж­ник «Ерсая» Аман Лук­ма­нов пере­брал­ся в Казах­стан из Турк­ме­ни­ста­на в 1996 году после при­зы­ва пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва. В Актау на соб­ствен­ные сбе­ре­же­ния он купил квар­ти­ру. От мест­ных вла­стей в каче­стве помо­щи полу­чил лишь 97 тысяч тенге.

У Ама­на мно­гое свя­за­но с морем: по Кас­пию он при­плыл на роди­ну, а до это­го, живя на дру­гом его бере­гу, вме­сте с бри­зом как буд­то вды­хал воз­дух и запа­хи род­ной сте­пи, наде­ясь вер­нуть­ся. Теперь, после заяв­ле­ния зятя пре­зи­ден­та, ему тяже­ло и обидно.

- Поче­му меня назы­ва­ют орал­ма­ном? Я ведь окон­чил казах­скую шко­лу, вла­дею язы­ком. А сам гос­по­дин Кули­ба­ев зна­ет госу­дар­ствен­ный язык? Конеч­но, он как чело­век из вла­сти хочет пока­зать, что в Ман­ги­стау нет басту­ю­щих. Но зачем гово­рить такие неспра­вед­ли­вые слова?

Мно­гие из репа­три­ан­тов так и не смог­ли полу­чить обра­зо­ва­ние и, соот­вет­ствен­но, по-насто­я­ще­му реа­ли­зо­вать­ся. Все, что им оста­ет­ся, — выжи­вать. Муха­мед Тиле­ге­ну­лы родом из афган­ско­го горо­да Маза­ри-Шариф. Во вре­мя вой­ны не смог полу­чить обра­зо­ва­ние. Все, что он уме­ет, — шить и ремон­ти­ро­вать обувь.

Пере­ехав в Казах­стан, он наде­ял­ся полу­чить дру­гую про­фес­сию, но ника­кой помо­щи от госу­дар­ства по пере­обу­че­нию и тру­до­устрой­ству не дождал­ся. Сей­час рабо­та сапож­ни­ка при­но­сит Муха­ме­ду тыся­чу тен­ге в день. «В Казах­стан я при­е­хал в 2000 году. Нас посе­ли­ли в Кен­тау в Южно-Казах­стан­ской обла­сти. Рабо­ты там вооб­ще ника­кой нет. Таких сапож­ни­ков, как я, пруд пру­ди. В поис­ках рабо­ты я при­е­хал сюда. А здесь толь­ко место на база­ре и съем­ная квар­ти­ра», — гово­рит он.

Еще один пред­при­ни­ма­тель, фер­мер Алтын­бек, на девя­ти гек­та­рах в сте­пи неда­ле­ко от Жана­о­зе­на выра­щи­ва­ет бах­че­вые — необыч­ное для этих мест зем­ле­де­лие появи­лось толь­ко в этом году.

Уро­же­нец Кыр­гыз­ста­на Алтын­бек шесть лет назад полу­чил граж­дан­ство Казах­ста­на. Чело­век, кото­рый сво­и­ми гла­за­ми видел «тюль­па­но­вую рево­лю­цию», пони­ма­ет и под­дер­жи­ва­ет басту­ю­щих неф­тя­ни­ков. Одна­ко пред­по­чи­та­ет гово­рить лишь о труд­но­стях сво­ей работы.

«Воду для поли­ва берем из тру­бы. За каж­дый кубо­метр пла­тим по 159 тен­ге. Поэто­му ста­ра­ем­ся на поли­ве эко­но­мить. Мест­ные зем­ле­де­ли­ем не зани­ма­ют­ся, пото­му что не уме­ют. Усло­вия тут суро­вые, поч­ва непло­до­род­ная, с водой про­бле­мы. А у нас опыт в этом деле есть. Мы выра­щи­ва­ем, в основ­ном, дыни, арбу­зы — все, что не тре­бу­ет мно­го воды», — рас­ска­зал он.

Боль­шая часть Ман­ги­ста­уской обла­сти — это солон­ча­ко­вая пусты­ня. Кли­мат тут засуш­ли­вый, осад­ков мало, зато посто­ян­ны силь­ные вет­ры и пыль­ные бури. Эко­ло­гия пло­хая, в таких усло­ви­ях даже искон­но казах­ское ско­то­вод­ство раз­ви­вать очень труд­но. Выжить здесь могут раз­ве что вер­блю­ды, кото­рые, как извест­но, 40 дней могут обхо­дить­ся без воды.

Басту­ю­щие неф­тя­ни­ки сво­ей стой­ко­стью, выдерж­кой и тер­пе­ни­ем очень напо­ми­на­ют кораб­ли пусты­ни. Толь­ко, в отли­чие от мест­ных вер­блю­дов, басту­ю­щие рабо­чие, кажет­ся, нико­му не нужны.

Хва­тит деликатничать?

Меж­ду тем поли­то­лог Срым Жума­жа­нов утвер­жда­ет: «Орал­ма­ны в Казах­стане — не про­сто фак­тор рис­ка. Это уже сто­про­цент­ный риск!»

По его мне­нию, пере­се­лен­цы, объ­еди­нен­ные и хоро­шо орга­ни­зо­ван­ные, заин­те­ре­со­ва­ны не в том, что­бы стать дей­стви­тель­но граж­да­на­ми стра­ны со все­ми выте­ка­ю­щи­ми, а в том, что­бы оста­вать­ся осо­бой про­слой­кой, кото­рая име­ет при­ви­ле­гии и льго­ты. «Казах­стан­цы — люди дели­кат­ные. Пожа­луй, даже слиш­ком дели­кат­ные, — пишет Жума­жа­нов. — А с орал­ма­на­ми дели­кат­ни­чать боль­ше нель­зя. На шею сядут…»

…Так кто же они — орал­ма­ны? Угро­за ста­биль­но­сти и «духов­но­му един­ству»? Чья-то «пятая колон­на»? Вряд ли. Они — люди, кото­рые, как и все мы, ищут луч­шей доли. Пусть не для себя, но для сво­их детей. Кото­рые про­сто хотят жить достой­но и быть уве­рен­ны­ми в буду­щем. Так же, как мы с вами. Такие же, как руко­во­ди­те­ли ком­па­ний и высо­кие госу­дар­ствен­ные чины.

Мате­ри­ал под­го­тов­лен на осно­ве сюже­та из про­грам­мы “Власть”, вышед­шей в эфир на теле­ка­на­ле “К‑плюс” 16 октяб­ря 2011 года.

Read the original post:
Не орал­ма­ны раз­жи­га­ют рознь

архивные статьи по теме

Токаев и «Кто все эти люди?»

Editor

За кефир и апельсины тоже платят штраф

Шындықтың шырайы – нақты дерек