Соблазн открыть новый фронт против бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского очень силен – он рассматривается как сильная фигура с точки зрения ресурсов и связей в элите, написал сайт “Политком”, комментируя заявления СКР о том, что Ходорковский мог быть заказчиком убийства мэра Нефтеюганска.
<!– Основной контент (Начало) –>
Анализ ситуации в России вокруг этого дела дала руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая на сайте “Политком”, а мы ниже предлагаем вниманию наших читателей.
…Руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что у ведомства появилась оперативная информация, по которой «в роли заказчика Петухова и ряда других особо тяжких преступлений мог выступать непосредственно руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский». Ранее РБК сообщало, что СКР не прекращало расследование по «делу экспертов», которое принято считать третьим процессом по делу ЮКОСа. Скорее всего, Кремль решил отреагировать на политическую активность Ходорковского.
Судя по всему, Кремль готовится к новому витку уголовно-процессуальной активности в отношении Ходорковского и всех, кто был с ним так или иначе связан. Это объясняет, почему вдруг СКР обзавелся «оперативной информацией», позволяющей заподозрить Ходорковского в непосредственном заказе убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова.
Маркин заявил о намерении допросить бывшего главу ЮКОСа. «Думаю, что его отсутствие на территории России не станет непреодолимым препятствием для проведения с ним всех необходимых следственных действий», — уверен он.
Напомним, что мэр Нефтеюганска Владимир Петухов был застрелен 26 июня 1998 года, в день рождения Ходорковского. Тогда вдова Петухова четко обвинила в преступлении «нефтяных олигархов», которые действительно имели конфликт с мэрией.
В 2005 году обвинение в убийстве Петухова было предъявлено бывшему руководителю отдела внутренней экономической безопасности НК «ЮКОС» и экс-начальнику отдела управления безопасности ОАО «Банк МЕНАТЕП» Алексею Пичугину. Спустя два года суд признал его виновным в преступлении и приговорил к пожизненному заключению. В приговоре указывалось, что Пичугин организовал убийство Петухова, пытавшегося вернуть в бюджет сокрытые ЮКОСом налоги.
Однако в соответствии с альтернативами версиями, в убийстве могли быть заинтересованы «свои», из окружения мэра. Ходорковский же готовился инициировать уголовное преследование мэра, в лучших традициях 90‑х.
В 2008 году Мосгорсуд заочно приговорил к пожизненному заключению бывшего акционера ЮКОСа Леонида Невзлина, признанного заказчиком серии убийств и покушений, в том числе расстрела Владимира Петухова. Само уголовное дело было закрыто, однако теперь возобновлено.
Однако это не единственный сигнал об активизации «органов» в отношении Ходорковского. 23 июня РБК сообщило, что расследование дела в отношении экспертов, анализировавших процесс над руководством ЮКОСа, не прекращено. В СМИ оно получило известность как «дело экспертов», расследуемое в рамках «материнского» дела 18/41—03. Речь шла об экспертах, которые не только изучали законность «дела ЮКОСа» в рамках работы президентского совета по правам человека (при Медведеве), но и работали над либерализацией уголовного законодательства, что, по мнению СКР, также могло быть результатом лоббистских усилий фигурантов ЮКОСа.
На допрос в 2013 году вызывали Эллу Памфилову, директора Института прав человека Валентина Гефтера. Он рассказывал, что его опрашивали, в чьих интересах в России была проведена «модернизация с либеральным уклоном в отношении уголовного законодательства». По словам Гефтера, следователей интересовал не анализ законодательства, а «преступная связь либерализации с заступниками Ходорковского».
Как рассказывали тогда «Ведомостям» несколько человек, допрошенных по этому делу, а также люди, знакомые с ходом расследования, следователи начали спрашивать о чиновниках высокого ранга и депутатах Госдумы, работавших над гуманизацией, и из слов следователей понятно, что все, о ком они упоминают, могут стать такими же свидетелями по этому делу, как эксперты. Некоторых свидетелей подробно расспрашивали о референте государственно-правового управления президента Михаиле Палееве, который при президенте Дмитрии Медведеве возглавлял созданную в администрации рабочую группу по модернизации уголовного законодательства.
На тот момент казалось, что «силовики» активно предлагают президент свои «услуги» по развитию нового уголовного процесса в отношении Ходорковского, что могло бы позволить оставить его в местах лишения свободы еще на несколько лет. Однако к концу 2013 года, в преддверии Олимпиады, Путин решил помиловать Ходорковского. Тогда же было много разговоров на тему отказа бывшего главы ЮКОСа от политической деятельности. Но такая договоренность, очевидно, была «немая» и ни к чему не обязывающая. Когда истек полагаемый срок лишения свободы Ходорковский вернулся в политику. Вряд ли Путин рассчитывал, что эта активность будет настолько заметной. Кроме того, это вызов становится более чувствительным на фоне санкционной политики Запада и сложного положения в экономике.
Соблазн открыть новый фронт против Ходорковского очень силен. Вызывает раздражение все, что исходит со стороны Запада, а бывший глава ЮКОСа рассматривается как сильная фигура с точки зрения ресурсов и связей в элите. Доставать его из-за границы будет, конечно, непросто, если не невозможно. Однако от тактик взятия заложников Кремль не откажется. Поэтому нельзя исключать, что вскоре СКР перейдёт от слов к делу: появится новый политический процесс, а вслед за ним — новый отток «мозгов» в сторону Запада.
<!– Основной контент (конец) –>