Кризис в России, влияющий на Казахстан и Беларусь, диктует необходимость формирования совета по финансовой стабильности в ЕАЭС, заявил член коллегии Евразийской экономической комиссии по экономике и финансовой политике Тимур Сулейменов. Создать-то можно, однако на практике у этого органа не будет реальной силы, считают наши собеседники.
В условиях общих товарных рынков и общего рынка услуг резкое обесценивание валюты одной страны сильно искажает конкуренцию внутри союза, заявил в эфире передачи «Профессиональный разговор» Тимур Сулейменов. У этой проблемы, по его мнению, есть несколько вариантов решения. Кардинальной мерой он назвал приостановление на определенный период времени свободного обращения товаров на общем рынке, то есть возврат таможенных пунктов, но тут же добавил, что этим методом никто не будет пользоваться. Поэтому «решение кроется в плотной координации валютной политики».
Консультативно-совещательный орган он предлагает условно назвать советом по финансовой стабильности, «который не ограничивался бы только монетарной, денежно-кредитной, курсовой политикой, а рассматривал бы комплекс экономических и финансовых вопросов». Данный орган, по мнению Тимура Сулейменова, может быть создан при координации Евразийской экономической комиссии.
Мы попросили экспертное сообщество прокомментировать идею.
«Может, Путин болен…»
Самым скептически настроенным оказался наш источник в одном из банков г‑н N.N. Он уверен, что Россия будет использовать все органы ЕАЭС и все возможности этого союза для того, чтобы продвигать свои интересы. Совет по финстабильности это очередная политическая уловка, считает банкир. Ну, создадут некий совет аксакалов, который будет выдавать консультации, так их все равно никто не примет к исполнению.
Изначально идея создания ЕАЭС в том виде, в котором его предложил президент, была хорошей, но она принята в искаженном виде, и нет никакого союза равноправных государств. Есть просто большой рынок сбыта для России, уверен г‑н N.N.
- Дальше, как говорится, больше. Когда только возникла идея создать единую валюту, все стали говорить, что для этого нужно проделать большую работу. В ЕС общую валюту вводили сорок лет, и вдруг в один прекрасный день встает Путин и говорит, что уже к осени нужно иметь проект единой валюты. Но, может быть, он болен и хочет при жизни что-то увидеть? — предположил банкир.
«И кто его будет слушать?!»
Во властных кругах как таковой дискуссии о финансовой стабильности нет, заметил наш другой источник в банке. Может быть, они обсуждают это в кулуарах, но никак не публично в силу ограниченности своих полномочий. Поэтому предложение Тимура Сулейменова может как-то восполнить этот недостаток, допустил аноним, но дальше этого дело вряд ли пойдет.
- Не думаю, что этот совет сможет что-то решать или получит какие-то полномочия для принятия решений по финансовой политике. Он станет консультативным органом, который будет обладать интеллектуальным, научным потенциалом. Но к нему не прислушаются ни регулятор, ни финансовые органы, — сказал банкир.
«ЕАЭС в этом смысле инвалид…»
В этой невнятной формулировке Сулейменова если что-то и понятно, то только про потребность добиться финансовой устойчивости, заметил экономист Петр Своик. Он согласен с тем, что Таможенный союз, который действует уже несколько лет, сейчас трещит по швам из-за курсового разногласия валют общего экономического пространства.
- Решать эту проблему нужно, а все остальное, произнесенное союзным министром по экономике Сулейменовым, звучит странно. Важные вопросы, а финансовая стабильность именно к ним относится, должны решать либо госинституты, предусмотренные конституциями каждого государства в союзе, либо договор о ЕАЭС, — уверен Своик.
Мировая практика показывает, что разделение власти на несколько ветвей эффективно, но ЕАЭС, считает Своик, в этом смысле инвалид. В нем, например, нет членов представительной (законодательной) власти.
- Это исключительно исполнительная интеграция, создаваемая президентами, которые потом назначают в союзе своих представителей. В словах Сулейменова есть еще один посыл: структуры, в которых он работает, не могут решить проблему финансовой устойчивости, — сказал Петр Своик.
Но не формированием совета, ответственного за это сложное дело, сейчас нужно заниматься. Необходимо дополнить исполнительный формат интеграции парламентским, то есть создать в ЕАЭС наднациональный парламент, заключил Своик.