Наконец-то космическим ведомством Казахстана заинтересовались депутаты. В среду на пленарном заседании мажилиса Турсунбек Омурзаков заявил прямо в лицо Талгату Мусабаеву, что $1,5 млрд, потраченные на проекты в этой отрасли, не принесли никакой пользы.
«За последние десять лет Казахстан потратил 1,5 млрд долларов, проекты «Байтерек», «Ишим», KazSat‑1 закрыты, так и не принеся никакой пользы, а у KazEOSat‑1 имеются проблемы с ориентацией. Скажите, сколько стоят наши аппараты по сравнению с зарубежными аналогами?» — спросил депутат Турсунбек Омурзаков председателя Аэрокосмического комитета Министерства по инвестициям и развитию РК в ходе пленарного заседания мажилиса.
Господин Мусабаев удивился осведомленности мажилисмена, но и только — к критике ему не привыкать. Более того, он даже умудрился похвастать.
«Хороший вопрос, я даже удивляюсь, откуда у вас такие данные. Это вообще для служебного пользования, но раз вы имеете… Наши аппараты по коэффициенту цена-качество намного лучше, чем те, которые покупают, например, Арабские Эмираты, которые сегодня разрекламированы в широкой печати. Стоимость одного аппарата, который собираются покупать Арабские Эмираты, ДЗЗ с разрешающей способностью 0,6, составляет 1 миллиард долларов. Наша вся система — два спутника и вся наземная инфраструктура. Я приглашаю вас посмотреть, что это за система — это город, составляет стоимость 260 миллионов евро», — пояснил он.
Выдержке Талгата Мусабаева можно только позавидовать. Как и терпению его начальников. Не каждому ведомству позволено выкинуть на ветер полтора миллиарда долларов. Хотя как на ветер — не зря ж французские СМИ неустанно рассказывают о наличии элитной недвижимости у главного по Казкосмосу. Читатели уже, наверное, подзабыли этот скандал? Так мы напомним.
История давняя. Еще в 2013 году мы рассказывали о взаимовыгодной дружбе Талгата Мусабаева с французской компанией EADS Astrium, которая выиграла тендер на поставку в Казахстан двух спутников дистанционного зондирования Земли (см. подробнее материал “Как Талгат Мусабаев подружился с французами”). А позже французские коллеги рассказали о том, что благодаря этой дружбе республике впарили устаревшие спутники.
«Во Франции смеются над Астаной. Крупнейшая европейская компания по производству космических аппаратов EADS Astrium продала Казахстану два устаревших спутника», — писали мы в апреле 2014 года со ссылкой на специализированное французское издание Intelligence Online — это своего рода бюллетень про разведку (см. подробнее материал “Как Казахстану «впарили» французское старье”).
Суть истории, вытащенной на свет французскими журналистами, в следующем: по контракту EADS Astrium должна была поставить Казахстану два спутника дистанционного зондирования Земли. Один — среднего пространственного разрешения и один — высокого. Оба должны были выйти на орбиту в 2014 году.
Так вот, Intelligence Online в выпуске №707 от 5 марта 2014 года сообщает, что EADS Astrium удалось продать Казахстану два спутника устаревшего образца с так называемым параметром разрешения один метр. Тогда как конкурирующая и также французская компания предлагала Казахстану спутники с разрешением 0,7 метра. Но предпочтение было отдано продукции EADS Astrium.
«Казахский контракт, который Astrium схватил в крупном бою с Thales (речь идет о тендере в Казахстане, который выиграла EADS Astrium — ред.), на сегодняшний день является причиной значительного трения между Astrium и правительством Казахстана», — сообщило издание, раскрыв подробности.
«В 2009 году, когда и был подписан контракт, обе стороны договорились, что разрешающая способность оптического оборудования, установленного на спутниках, будет «приближаться к одному метру». Но за время, прошедшее после подписания контракта, технология поднялась на новую высоту. И сейчас, когда к запуску готовятся два спутника — один в апреле, а другой — в июле (2014 года — ред.), на рынке космических услуг есть аппараты с разрешением существенно ниже одного метра. Особенное недовольство у Казахстана вызвал ставший известным факт продажи Францией Объединенным Арабским Эмиратам спутников с разрешением ниже 50 см», — сообщил французский бюллетень.
В совокупности это недовольство вылилось в судебный процесс против экс-президента национальной компании «Қазақстан ғарыш сапары» Гавыллатыпа Мурзакулова — партнера Astrium.
Однако, по информации издания, отнюдь не только Мурзакулов должен был попасть в немилость. «Экс-космонавт и национальный герой Талгат Мусабаев, глава национального космического агентства Казкосмос, также подозревается в причастности к сделке. Нет, судопроизводство не было начато против него на данном этапе, однако несколько государственных СМИ в Казахстане сообщили о том, что Мусабаев купил довольно большую недвижимость в Объединенных Арабских Эмиратах на знаменитом искусственном острове в виде пальмы», — сообщил Intelligence Online.
Но, как известно, этот скандал никаких серьезных последствий для Талгата Мусабаева не имел, во всяком случае — видимых и публичных.
Как итог, уже в этом году, в марте, наши источники сообщили, что, несмотря на удачные запуски двух казахстанских спутников ДЗЗ и их выведение на околоземную орбиту, а также получение 3 мая 2014 года первых тестовых снимков из космоса, сделанных KazEOSat‑1, у KazEOSat‑2, второго спутника со средним пространственным разрешением, возникли технические проблемы (см. подробнее материал “Космовзятка с политическим прицелом”).
Дословно их нам описали так: «По имеющимся данным, у него обнаружились сбои в бортовой кабельной сети и в электронной оптической аппаратуре, ставшие, по мнению независимых экспертов, следствием ошибок в проектировании и последующей эксплуатации космического аппарата».
То есть как ни крути, а технические проблемы со вторым спутником KazEOSat‑2 являются скорее закономерностью, нежели частным случаем, а также вполне ожидаемым итогом деятельности казахстанских чиновников от космоса.
Эту, мягко говоря, неэффективность наконец-то заметили и казахстанские депутаты. Но изменится ли что-то в деятельности Аэрокосмического комитета? Большой вопрос. Говорят, Талгат Мусабаев пользуется особым доверием елбасы. Так что полмиллиарда долларов, уже отправленные Казахстаном в «черную дыру» освоения космоса, могут оказаться отнюдь не последними.