Сексотами из органов в Казахстане никого не удивишь. Так прокомментировали скандальные доклады «Кто стоит за Казнетом» опрошенные редакцией представители гражданского общества. Но хотя откровением озвученная информация не стала, обществу полезно узнать, кто есть кто.
Скандальные публикации Муратбека Кетебаева, где названы исполнители «черного» заказа в отношении политиков и гражданских активистов, будоражат Казнет не первый день. На прошлой неделе была опубликована третья часть доклада «Кто стоит за Казнетом», не менее шокирующая, чем две предыдущие.
Сайт НАКАНУНЕ.kz попросил представителей гражданского общества в связи с этими публикациями ответить на несколько вопросов. Стали ли для вас утечки по Казнету откровением или и так все знали об этом? Обществу это пойдет на пользу — лучше знать такие вещи или не знать? Как вы думаете, агентура спецслужб в партиях это норма? Насколько этично для журналистов и политологов принимать участие в организации и написании подобного рода «заказухи»?
«Теперь врагов я знаю в лицо»
Политик Серикжан Мамбеталин считает подобные публикации весьма полезными.
«Их можно сравнить с эффектом выложенных покойным Рахатом Алиевым прослушек. Все давно понимали, что медийные атаки на оппозицию организованы сверху и щедро оплачиваются. Хотя любимая тема этих атак — это якобы работа на «вражеские разведки» и получение денег от американского Госдепа», — заметил он.
Анализируя доклады, политик делает свои выводы: «Из переписки видно, что деньги выплачивают госкомпании типа «КазМунайГаза», а работа идет часто в пользу Кремля. Кстати, что характерно, такой работой занимаются много «понаехавших» типа Шавката Сабирова и других одиозных личностей из России и соседних стран. Я сам становился объектом атак на ашимбаевских сайтах и понимал, откуда идет заказ. Теперь все документально зафиксировано и врагов знаю, как говорится, в лицо».
Что касается агентуры КНБ в партийных структурах, то для Серикжана Мамбеталина это не стало откровением.
«В Астане давно ходили слухи, что КНПК это проект КНБ по развалу партии Алдамжарова и Абдильдина, но публикация переписки задокументировала это как факт. К сожалению, агентура есть и среди оппозиции, о чем свидетельствует переписка одного из руководителя ОСДП. В «Руханияте» тоже были такие агенты, некоторые даже вошли в списки кандидатов в депутаты, но вовремя потом вышли из выборной гонки, явно по рекомендации сверху», — вспомнил политик свое партийное прошлое.
По его мнению, от длинны рук КНБ ни одна организация не застрахована.
«Но если кто-то обладает такими фактами, их нужно публиковать. Для того чтобы люди, которые хотят стать на путь предательства, знали, что их деятельность станет когда-нибудь известна общественности», — заключил Серикжан Мамбеталин.
Дыма без огня не бывает
Руководитель ОФ «Либерти» Галым Агелеуов прокомментировал скандальные доклады так: дыма без огня не бывает.
«Разговоры шли последние два года о списке блогеров, работающих на государственные органы. Конечно, это неприятно, когда тебя постоянно троллят вместо нормального диалога. Но такие тролли вредят государству, потому что пытаются подменить содержание и доказать правоту официоза», — уверен он.
По его словам, казахстанские общественные институты кишат осведомителями:
«Они наблюдают нашу жизнь, включая личную, что должно быть наказуемо. Нужно иметь право наблюдать за гражданином только при условии наличия четких критериев, понятных для всего общества, и по справедливому решению суда».
«Нерукопожатным никто не стал»
Президента общественного фонда «Гражданская экспертиза» Данилу Бектурганова публикации «Кто стоит за Казнетом» не удивили.
«Общеизвестно, что государство через органы своей безопасности всегда и везде будет пытаться держать под контролем такое важное направление, как формирование общественного мнения. Честно говоря, когда я читал первую часть доклада «Кто стоит за Казнетом», я белой завистью завидовал г‑ну Ашимбаеву, поскольку создание такой структуры и руководство ею это с чисто профессиональной точки зрения очень качественная работа», — признался Бектурганов.
Однако ответить однозначно на вопрос, нужно ли быть обществу осведомленным в таких случаях, наш собеседник затруднился.
«Знать или не знать — вопрос сложный. Вот смотрите, есть пример: «Викиликс». Скандалище! Отставки в правительственных комитетах, международные ордера на арест и прочее. А у нас? Тишина. Никто, подчеркиваю, НИКТО из журналистов, политологов, экспертов, активистов и прочих, указанных в материалах людей, не то что арестованным — нерукопожатным никто не стал!» — возмутился Бектурганов.
На вопрос, почему так происходит, он ответил:
«Каждый обыватель у нас в стране — политолог, эксперт и вообще личность знающая все на свете. И обыватель точно знает, что утечки сами по себе не происходят, значит, идет война кланов, кто-токого-то сливает и подставляет и вообще у них там наверху война за кресло в эпоху “после Назарбаева”. Поэтому в головах извечное “чума на оба ваших дома” и моментальное переключение на насущные проблемы — они всегда и везде на первом месте. С публикацией “Казнета” ситуация похожая: Муратбек источников получения информации не разглашает, поэтому и отношение — ну, примем к сведению… Так что как вывод: для общества все эти утечки — все равно как скандал с очередной поп-звездой или голые сиськи. Только сиськи интереснее».
Что касается агентуры в партиях, то она была, есть и будет всегда. «И агентура, и техника всякая хитрая. Поскольку, возвращаюсь к началу, государство всегда и везде хочет максимально контролировать политическое поле и общественное мнение». — заметил Данила Бектурганов.
Размышляя над тем, насколько этично или неэтично журналисту или политологу участвовать в «заказухе», Бектурганов полагает, что «всегда и везде найдутся люди, для которых цель оправдывает средства».
«Если ты журналист и получаешь какую-то зарплату в каком-то издании, ты автоматически должен быть лоялен к редакционной политике. Тут ничего не поделаешь, «вторая древнейшая», не мной придумано. Не платят у нас журналистам миллионы, а жить надо. Кстати, то же самое относится к политологам и другим экспертам. Для кого-то это просто работа, но личное мое мнение — это отвратительно», — резюмировал он.
«Все как на ладони»
По словам журналиста Розланы Таукиной, публикации Муратбека Кетебаева подтвердили слухи и подозрения, которые уже ходили в журналистской среде в последние годы.
«Раньше мы узнавали истину через много лет после событий, теперь информация поступает еще при жизни тех, кто участвует в тех или иных информационных войнах, кто пишет доносы и уничтожает первые ростки демократии, помогая строить авторитарное, государство. И все это делается из прагматических соображений заработать деньги и выжить, не утруждая себя, к сожалению, высокими идеями», — поделилась она своими ощущениями от докладов.
По мнению Розланы Таукиной, подобная информация всегда становится бомбой для общества.
«Теперь как на ладони не только простые граждане, которых прослушивают, прочитывают и за которыми подглядывают. Становятся известными секретные агенты. Журналисты, политики и сами сотрудники спецслужб и их поступки могут стать доступными публике», — убеждена журналист.
Информация о сексотах в политических партиях ее несколько огорчила: «Это дело партии, конечно, как подбирать сотрудников и кому верить. Мы общаемся с политиками и надеемся, что их убеждения крепки и цели ясные. Но информация обществом получена, выводы будут делать те, от кого зависит имидж политических оппозиционных партий».
Розлана Таукина призналась, что она удостоверилась во многих своих догадках после доклада и поэтому не удивилась.
«Предполагала, что Ашимбаев связан с КНБ. В 2001 году, когда он был лишь курьером «Азиопы», его посадили в СИЗО, подбросив наркотики в карман. Он наркотики не употреблял, но прессинг и стресс в молодом возрасте получил. Тогда же, наверное, и стал работать на спецслужбы. Данияр в оппозиции никогда не работал и имел право выбирать свой путь, и он выбрал его», — вспомнила она биографию главного героя публикаций.
Что касается этики коллег, работающих под заказ, то «журналисты такой народ, работают там, где платят».
«Журналисты в нашей стране вынуждены зарабатывать и выполнять работу, которую им заказывают. Так работают все провластные СМИ, которых в стране более трех тысяч. Поэтому говорить об этике всех журналистов страны, кроме тех, кто работает в оппозиционных изданиях, не приходится. Можно только вздохнуть и посочувствовать им и себе», — выразила она сожаление.
Сливы в политике обычное дело
В отличие от других респондентов блогер Казбек Бейсебаев, комментируя скандальные доклады «Кто стоит за Казнетом», был очень краток.
«Понятия политика и этика редко сочетаются. И использование сливов в политической борьбе это, в принципе, обычное явление во всем мире», — сказал он, отвечая на вопросы редакции.