Странные события происходят нынче в стане демократических сил Казахстана. Что бы там ни говорили отдельные политтехнологи и лидеры оппозиционных партий, на деле мы видим очередные раздоры среди тех, кто еще вчера заявлял об окончательном и бесповоротном единении всех демократов в одну мощную политическую силу.
Увы, но приходится констатировать, что в действительности идет очень серьезный раскол оппозиции. При этом поиск внутренних врагов, навешивание всевозможных ярлыков и клише стали (особенно в последние полтора месяца) вполне привычными явлениями. Не удивительно, что те, кто еще в конце прошлого года симпатизировал демократам, ныне находятся в полном замешательстве. На днях автору этих строк довелось разговаривать с человеком, который в декабре отдал свой голос Жармахану ТУЯКБАЮ. Его вопросы были крайне просты: «Что происходит?» и «Почему вчерашние друзья постепенно становятся чуть ли не врагами?».
Дело Свенссона
А действительно, что происходит? Как объяснить людям разногласия между лидерами оппозиционных партий? «Очищением» рядов? Но позвольте, со стороны несколько странным выглядит, что об этом самом «очищении рядов» говорят и в движении «За справедливый Казахстан», и среди представителей ЗагранБюро казахстанской оппозиции, и в среде союзнических им политических партий! Спрашивается, кто от кого очищается?!
Возьмем, к примеру, разногласия, что возникли ныне между ЗагранБюро и ЗСК. По словам руководителя европейского отделения ЗагранБюро казахстанской оппозиции Серика МЕДЕТБЕКОВА, в настоящий момент им непонятна позиция отдельных лидеров движения «За справедливый Казахстан».
«У меня сложилось стойкое впечатление, что Ораз Алиевич не очень-то заинтересован, чтобы расследование убийства Алтынбека Сарсенбаева прошло объективно, – отметил Медетбеков. – В связи с чем возникает подозрение, что отдельные представители нынешнего руководства движения «За справедливый Казахстан» произошедшую в феврале этого года трагедию сегодня используют исключительно в своих личных целях».
Стоит заметить, что сделать столь нелицеприятные для лидеров ЗСК выводы Медетбекову позволила история, берущая свое начало в середине марта этого года. Тогда, по его рассказу, лидер движения «За справедливый Казахстан» Жармахан Туякбай выступал на сессии Комитета по политическим вопросам и Подкомитета по внешним связям Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). В ходе своей речи он обратился к собравшимся парламентариям с просьбой найти независимого специалиста, который помог бы казахстанской оппозиции провести независимое расследование убийства их соратника.
При этом, отметил Серик Медетбеков, Туякбай подчеркнул, что основным звеном, осуществляющим контакты между европейцами и представителями казахстанской оппозиции, станет ЗагранБюро. А уже спустя две недели представители Парламентской ассамблеи сообщили, что наиболее подходящим, с их точки зрения, специалистом для проведения независимого расследования убийства Сарсенбаева и двух его соратников является швед Горан СВЕНССОН.
Предполагалось, что лидеры ЗСК пригласят господина Свенссона в Казахстан и одновременно обратятся к руководству страны с просьбой ввести его в состав следственной группы наряду с сотрудниками американского ФБР. Но оказалось, что все далеко не так уж и просто. По словам Медетбекова, в течение двух последующих недель представители ЗагранБюро, получившие информацию от представителей ПАСЕ, пытались донести ее до руководителей движения. Весь процесс «информирования» напоминал игру миллионов – футбол.
«Вначале выяснилось, что Туякбай уже не отвечает за приглашение специалиста – этим занимается Ораз Жандосов. Звоним ему. Он просит переслать «бэграунд» Свенссона своему помощнику. Пересылаем и ждем. Проходит почти неделя – ответа нет. Звоним еще раз. Помощник говорит, что ничего не получал. Ладно, допускаем, что в электронной почте произошли какие-то сбои и делаем повторную пересылку. Итог – молчание.
Представьте, в какое положение мы попали?! Ведь одновременно с этим «футболом» идет переписка с представителями ПАСЕ, Европарламента и Европейской комиссии, которые спрашивают нас, почему до сих пор нет приглашения для приезда в Казахстан Горана Свенссона. Нам приходится буквально выворачиваться, рассказывать какие-то истории о технических проблемах и так далее!
Все встало на свои места лишь в конце апреля, когда отдельные лидеры ЗСК прибыли в Европу для встречи с представителями Европарламента и Еврокомиссии. Оказалось, что резюме Горана Свенссона лично не понравилось Оразу Жандосову!
Вы что-нибудь понимаете? Я – нет!»
Так что послужило причиной для отказа пригласить Горана Свенссона в Казахстан? Из разговора с братом Алтынбека Сарсенбаева Рысбеком удалось узнать, что руководителям ЗСК не понравилось, что шведский следователь в основном специализируется на расследовании коррупционных преступлений. В то время как им хотелось бы, чтобы европейцы прислали специалиста по уголовным делам. С одной стороны резонно, а с другой – вполне уместно недоумение Медетбекова: «Почему об этом не было сказано сразу и надо ли было тогда так долго тянуть резину?»
Кому выгодны подобные недоразумения? Власти или оппозиции? Ответ лежит на поверхности.
Вспоминая дедушку Крылова
Между тем данный случай стал лишь частью того разлада, который в настоящий момент наблюдается в рядах пока еще номинально единой оппозиции. И судя по целому шквалу материалов негативного характера (кстати, кое-кому на радость), появившихся в последнее время на страницах периодических и интернет-изданий, близких к ряду лидеров того же ЗСК, все это знаменует собой начало серьезных разборок внутри всего демократического движения Казахстана.
В этой связи стоит заметить, что поиски неких предателей, ведущих закулисные переговоры с властью, разговоры о «пятой колонне» внутри демократических сил и рассуждения об избавлении от балласта в рамках «нового опыта в условиях роста популярности демократических идей», в действительности наносят урон САМОЙ оппозиции.
Спрашивается, давно ли лидеры находящихся «на ножах» оппозиционных партий выходили в народ? Складывается впечатление, что их общение со своими потенциальными избирателями закончилось сразу же после завершения выборной кампании главы государства.
Возникает вопрос, каким образом представители оппозиции собираются участвовать в предстоящих через три года парламентских выборах, если они забыли и поговорку «Готовь сани летом, а телегу зимой», и строки из знаменитой басни дедушки Крылова про лебедя, рака и щуку?
Давайте честно признаемся, что сегодня подавляющее большинство населения Казахстана знает лишь о том, что в стране существует некая оппозиция. Ни о лидерах оппозиции, ни о программах казахстанских политических партий демократического толка люди не то что не знают, не слышали никогда! Зато очень много потенциальных избирателей безошибочно скажут вам, кто такие Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов, и какие политические объединения они возглавляют.
Неудивительно, что в момент, когда среди лидеров оппозиции «в товарищах согласья нет», тем, кто агитирует за них, работать становится крайне сложно. Зато очень комфортно чувствуют себя представители правящей элиты. Как вам, например, такие откровения Ермухамета ЕРТЫСБАЕВА:
— Конечно, оппозиция права, когда говорит, что мы имели монополию и контролировали электронные СМИ. Но это одна из фундаментальных причин 91%! Мы смогли полностью переиграть оппозицию, выиграть информационную войну, если надо, манипулировали и общественным мнением, через призму «цветных революций». Это позволило нам так повернуть, и так настроить электорат Казахстана, что он дружно, толпами повалил на избирательные участки, и отдал голос за Нурсултана Назарбаева!
Вновь хождение по кругу?
Ладно, можно допустить, что руководители партий демократического толка решили вообще не реагировать на заявления эпатажного министра культуры и информации. Но отчего с их стороны не последовало реакции на унизительные слова главы государства в их адрес в интервью «Российской газете» от 5 мая этого года? Абсолютно непонятно.
Не пора ли начать, используя все возможные доступные методы, открытую полемику с правящей элитой, а не со своими пусть потенциальными, но союзниками? Или все же легче бить своих, под предлогом, чтоб в следующий раз спорить неповадно было? Не пора ли, невзирая на лица и убеждения, провести сбор всех заинтересованных в реформировании общества сторон, где расставить все точки над «i»? Решить, каким образом и каким путем сторонники демократических идей будут доводить свои мысли и чаяния до населения страны?
В противном случае оппозиция обречена ходить по кругу, как это было в 1996, в 1998, в 1999, наконец, в 2001 году, винить всех на свете, кроме себя, и в итоге ничего не добиться… И при этом всякий раз винить всевозможные средства массовой информации, что они смакуют очередные скандалы, произошедшие в стане демократических сил, как это, увы, происходит сейчас.
…В заключение, возвращаясь к своему собеседнику, отдавшему в декабре голос Жармахану Туякбаю, а значит и всему демократическому движению Казахстана, отмечу еще один его вопрос: «Не пора ли демократам поискать в своих рядах новых лидеров?»
Не правда ли, сакраментальный вопрос? А ведь в кулуарах так начинает думать все больше и больше рядовых членов оппозиционных партий. И если этот процесс пойдет и дальше таким темпом, то можно без труда предсказать будущее нашей страны, где нет места тем, кто в настоящий момент проповедует даже самые прогрессивные идеи. Поскольку, хотите того или нет, но в сознании масс лидеры оппозиционных партий так и останутся точной копией нынешней правящей элиты с ее болезнями и пороками. Зато нынешние обитатели властного Олимпа останутся при своих интересах.
Вам это надо?
Источник: “Республика”