Главным внутриполитическим событием текущей недели стало предъявление Агентством РК по делам государственной службы и противодействию коррупции обвинения Серику Ахметову в хищении чужого имущества, вверенного виновному, в особо крупном размере и санкционирование судом района Казыбек Би города Караганды его домашнего ареста.
Судя по хронологии событий, политическую санкцию на уголовное преследование Серика Ныгметовича дал лично елбасы Нурсултан Назарбаев в этот понедельник на встрече с генеральным прокурором РК Асхатом Даулбаевым и председателем АДГСиПК Кайратом Кожамжаровым.
В официальном пресс-релизе Акорды на эту тему в частности приводятся слова елбасы: «Поблажек не будет никому и никто не сможет уйти от наказания, если он совершил коррупционные преступления». А Кожамжаров на встрече с главой государства заявил, что с завтрашнего дня его ведомство начинает полноценно действовать.
Судя по тому, что первым обвиняемым нового ведомства стал бывший глава правительства республики, Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции явно претендует на ведущую роль среди других правоохранительных структур и хочет, чтобы его боялись в стране.
Прогноз по Ахметову печальный
Серик Ахметов — второй в истории Казахстана премьер-министр, который станет подсудимым. Первым, напомним, был Акежан Кажегельдин, получивший свой срок заочно в результате откровенно заказного судебного процесса, организованного после того, как он попытался конкурировать с Назарбаевым за верховную власть в стране.
События текущей недели подтверждают нашу версию о том, что решение отправить Серика Ныгметовича в отставку, а теперь и за решетку, принимал сам елбасы. С какой целью, тоже не секрет — чтобы ослабить клан «карагандинцев», который после полуразгрома «южан» и разгрома «западников» за последние годы заметно усилился. Что, кстати, выразилось в назначении Ахметова главой правительства страны.
Поскольку Ахметов был освобожден от должности министра обороны с формулировкой «в связи с переходом на другую работу», был какой-то шанс, что «лидер нации» даст ему, как и Аслану Мусину, отсидеться на второстепенной госдолжности, например, послом Казахстана или отправит в Москву министром коллегии ЕАЭС.
Увы, похоже, в дело вмешались приближенные Назарбаева, крайне заинтересованные в ослаблении политического влияния и возможностей его старшей дочери Дариги — главы парламентской фракции НДП «Нур Отан» и вице-спикера мажилиса парламента РК. Она, напомним, поддерживала «карагандинцев» и, в свою очередь, опиралась на них.
Среди этих приближенных в первую очередь нужно назвать правящий в стране триумвират Карим Масимов — Нурлан Нигматуллин — Адильбек Джаксыбеков, а также другие элитные кланы, которые, хотя и оказались в последние годы отодвинуты от эпицентра казахстанской политической власти, тем не менее, сохраняют свои амбиции.
В связи с этим прогнозы о будущем Серика Ахметова только печальные. В лучшем случае он будет обвинен в том, что просмотрел злоупотребления служебным положением и хищения госсредств подчиненными и родственниками, и навсегда будет отодвинут от госслужбы, в худшем — сядет за решетку лет на десять.
Мы не можем поручиться, что Серик Ныгметович чист на руку и никогда не нарушал закон, но по результатам своей деятельности на посту главы правительства и министра обороны республики он производил неплохое впечатление, да и, как нам неоднократно говорили, на фоне своих бывших коллег человек порядочный.
Другое дело, что он явно неконкурентоспособен в террариуме, образовавшемся вокруг казахстанского «лидера нации» после того, как Казахстан окончательно свернул на путь «управляемой демократии» и стал «суперпрезидентской республикой», в которой вся власть сконцентрирована в одних руках и никак не делится.
Ермекбаев пришел — Лукин ушел
Среди прочих событий текущей недели мы выделили назначение Нурлана Ермекбаева помощником президента РК — секретарем Совета безопасности и освобождение Андрея Лукина от должности первого заместителя председателя АБЭКП РК.
Судя по биографии Ермекбаева, он классический «продукт Назарбаева», всецело обязанный ему своей карьерой, который регулярно переходил с дипломатической службы на ответственные позиции в администрации главы государства и обратно, но всегда оставался в поле зрения елбасы.
Это означает, что, верный своей привычке не доверять никому, Нурсултан Абишевич поставил надзирать за правоохранительной системой, в том числе за АДГСиПК и Кайратом Кожамжаровым, человека, который рос по служебной лестнице в Министерстве иностранных дел и администрации президента. То есть чужака.
Что касается Андрея Лукина, то он стал заместителем председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью еще в 2005 году и пересидел за это время таких «крутых» шефов, как Сарбай Калмурзаев, Кайрат Кожамжаров и Рашид Тусупбеков. Очевидно, что такая усидчивость может объясняться или профессионализмом Лукина, или его сверхгибкостью в отношениях с начальниками, которые отнюдь не ладили между собой. Или тем, что его поддерживал сам Назарбаев.
Однако сколько веревочке не виться, конец все равно будет — Кайрат Кожамжаров не взял Лукина в свою новую команду. Поскольку тот человек относительно молодой, то очевидно, что карьера его не прервется, но, скорее всего, пойдет вбок или вниз.
Информационный диссонанс
Все вышеописанные нами события происходили на фоне пропагандистской кампании, развернутой Акордой для продвижения Новой экономической политики Казахстана «Нурлы жол» в народные массы.
Желающие могут изучить новостные ленты информационных агентств и убедиться в том, что НЭПК «Нурлы Жол» поддерживают все — от пионеров до пенсионеров. Однако национальная проблема состоит в том, что активность масс имитируется также всеми. В результате получается как всегда — чиновники бьются за выполнение стратегических указаний «лидера нации», не забывая при этом набивать свой карман при каждом удобном случае, а наемные работники стараются заработать побольше и при этом трудиться поменьше, и все это идет параллельно, не сливаясь в общий созидательный процесс.
Что касается активности в информационном пространстве, то хотим отметить самые выдающиеся ее проявления. Например, спикер сената парламента РК КасымЖомарт Токаев разразился статьей в главном официозе страны — газете «Казахстанская правда».
Позволим себе пару цитат из нее, свидетельствующих о том, что КасымЖомарт Кемелевич не только сын своего отца — известного писателя, но продукт своего времени — то есть умеет похвалить и в глаза, и за глаза, да еще на высоком международном уровне.
Как вам нравится этот абзац: «Антикризисные меры ведущего центральноазиатского государства, играющего заметную роль в мировой экономике, уже вызвали пристальное внимание как международных финансовых институтов, так и крупных игроков современной геополитической игры»?
Дело в том, что приблизительно в это же время появилось несколько публикаций, в которых зарубежные профессора, специализирующиеся на Казахстане и Центральной Азии, объясняли журналистам, почему о нас за рубежом знают совсем мало и почему мы неинтересны тамошним СМИ. Так что получился очень даже звонкий диссонанс.
С главой сената конкурирует вновь назначенный государственный секретарь РК. В той же «Казахстанской правде», но чуть раньше Гульшара Абдыкаликова сравнила шефа с государственными деятелями, чьи заслуги перед своими народами неоспоримы: «Это решение я могу лишь поставить в один ряд с прагматичной политикой президента США Франклина Делано Рузвельта, известного своим «Новым курсом», который позволил вывести Америку из Великой депрессии, и глубинными изменениями в Китае, которые инициировал видный реформатор Дэн Сяопин, в конечном счете приведшими страну к статусу второй экономики мира».
Согласитесь, на их фоне аким Алматы Ахметжан Есимов, собравший на прошлой неделе актив города и прочие областные акимы выглядят недоучившимися студентами, лишенными какой-либо фантазии. Хотя их, конечно, можно понять — спрашивать-то о выполнении указаний елбасы будут в первую очередь с них.
Но проблема наших госдеятелей заключается в том, что реализовывать НЭПК «Нурлы жол» будут в основном и преимущественно чиновники, госаппарат в целом и квазигосударственный сектор. И никто из них не собирается совершать трудовые подвиги, не спать ночами, придумывая рационализаторские предложения, бороться за наивысшую производительность труда, стараться построить новые производства как можно быстрее, увеличить выпуск той или иной продукции — все это ушло в прошлое вместе с СССР.
Теперь все прозаичнее: будет дополнительное госфинансирование — освоят, не дадут — будут потихоньку «доить» бюджет. Поэтому вся эта информационно-пропагандистская кампания исключительно только для того, чтобы елбасы был доволен.
С обучением проблемы
В завершение обзора событий три события этой недели, как говорится, в пику господствующей тенденции.
Первое — казахстанские операторы сотовой связи активизировали кампанию по разъяснению своим клиентам необходимости регистрации телефонного номера путем его привязки к конкретному физическому лицу. В противном случае он будет с 1 декабря 2014 года отключен и заблокирован. При этом операторы действуют отнюдь не по своей инициативе, а по требованию правительства. Судя по всему, Акорду сильно беспокоит тот факт, что у населения на руках много номеров, которые невозможно проконтролировать.
Второе — Комитет РК по статистике опубликовал данные о численности населения и миграционных процессах по состоянию на 1 октября 2014 года. Тенденции те же — население республики стабильно растет, но растет и отрицательное сальдо эмиграции. Всего за январь-сентябрь число прибывших в страну на постоянное место жительства составило 12162 человека, уменьшившись к соответствующему периоду прошлого года на 29,3%. Зато число выбывших составило 21291 человек, увеличившись к базе на 16,3%. Сальдо миграции по-прежнему отрицательное — минус 9127 человек, то есть из Казахстана бегут.
И третье — Министерство образования и науки РК опубликовало результаты внешней оценки учебных достижений вузов на этапе завершения обучения студентов. В этом году ВОУД проводился с 4 по 7 ноября и в нем приняли участие студенты всех форм обучения выпускных курсов 107 вузов по шести направлениям.
Так вот, средний балл по республике составил 81 из 200 возможных баллов. В том числе в разрезе направлений: «Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)» — 100,2 баллов; «Сельскохозяйственные науки» — 92,9 балла; «Социальные науки, экономика и бизнес» — 87,4 балла; «Естественные науки» — 83 балла; «Право» — 74 балла; «Технические науки и технологии» — 72,6 балла.
Мы не беремся утверждать, что средний балл на уровне 40% от максимально возможного свидетельствует о развале казахстанского высшего образования, хотя у нас как непрофессионалов такие подозрения возникли. Но тот факт, что хуже всего у нас идет обучение техническим наукам и технологиям, а также праву, подтверждается жизненной практикой — человека с руками и умеющего что-то делать ими качественно и без надзору в республике не хватает повсеместно, а вот юристов, для которых закон не писан, не читан, и ими не выполняется, в стране точно избыток…