Автор: Вальдемар КРАУС
08.08.2011
Минувшая неделя ознаменовалась в Сирии невиданным размахом насилия: день и ночь сирийские войска атакуют демонстрантов во многих городах страны. Эпицентром событий стал город Хама, чьи жители подняли против режима мирное восстание. Резолюция Совета Безопасности ООН, принятая накануне и осуждающая действия сирийского режима, была проигнорирована официальным Дамаском – и неспроста: Башар Асад прекрасно понимает, что у Запада в данный момент просто связаны руки.
Мусульмане всего мира отмечают в эти дни, пожалуй, самый свой священный религиозный праздник — Рамадан. Целый месяц строгого поста, когда от восхода до заката нельзя ни есть, ни пить. Сирийские оппозиционеры назвали этот Рамадан, начавшийся неделю назад, кровавым.
Еще накануне священного праздника армейские подразделения с небывалой активностью атаковали демонстрантов, расстреливая людей на улицах и даже не давая врачам «Скорой помощи» подбирать раненых. С началом Рамадана насилие перешло в новое качество: пошли в ход не только подразделения мотопехоты и танки, но даже бомбардировщики. В Хаме и Дараа отмечены случаи, когда самолеты сирийской армии сбрасывали бомбы на головы демонстрантов. Всего же с начала протестов в Сирии были убиты более 2000 человек.
Смертельная ловушка Хама
«Нет Бога, кроме Аллаха, — распевают демонстранты, — и мучеников возлюбил Он. О, как прекрасно уснуть навеки под гусеницами танка!». Так звучат голоса восставших жителей Хамы — города, превратившегося в эти дни в символ сирийской «безоружной революции». Они — не исламские террористы, как прозвала их официальная пропаганда. Они не убивают людей во имя Аллаха, не призывают к джихаду.
Они гибнут от пуль и снарядов, десятками, сотнями — только в минувшую пятницу в Хаме погибли 40 человек, но все равно, с начала Рамадана каждую ночь они выходят на улицы родного города, чтобы заявить о своем протесте. Десятки, сотни тысяч безоружных людей. Они умирают свободными.
Интернет переполнен страшными видеосюжетами, снятыми на слабенькие камеры мобильных телефонов. Вертолет, зависший над демонстрацией, поливает градом пуль разбегающихся людей. Танк давит гусеницами старика. Бомбардировщик пикирует на манифестацию и, как на учениях, сбрасывает на головы демонстрантов бомбы. Солдаты избивают врача «Скорой помощи», пытающегося вместе с санитаром втащить в машину и увезти окровавленную девушку…
Информационные агентства всего мира привычно пишут сноски: «Мы не можем поручиться за достоверность этих съемок», но их попросту слишком много — такое не произвести в массовом порядке. Оппозиционеры, набирая номера телефонов зарубежных правозащитных организаций, хриплыми голосами кричат в свои мобильники даты, места событий и имена погибших — торопливо, пока не отключили сеть или пока их самих не убили…
«Башар, убирайся к шайтану!» — скандируют демонстранты на улицах Хамы. Месяц назад здесь уже вспыхивали протесты и танки катились по улицам города. Сочтя сопротивление подавленным, солдаты убрались восвояси, но стоило им уйти — как демонстрации продолжились с новой силой. Неделю назад танки вернулись, но город оказался охвачен волнениями целиком. «На улицы вышли сотни тысяч, — рассказывает очевидец, — Город решил защитить своих революционеров».
Не удивительно. Хама — символ оппозиционного движения в Сирии. Тридцать лет назад именно здесь было поднято восстание, жестоко подавленное отцом и предшественником нынешнего сирийского президента, Хафезом Асадом. По различным оценкам, тогда погибли от 10 до 30 тысяч человек. Сегодня Хама вновь обречена на падение — даже если это будет стоить новых десятков и даже сотен тысяч жизней. Остается лишь изумляться мужеству людей, обреченно отстаивающих свое право на свободу — зная, что гибель неминуема
«Хама почувствовала себя свободным городом. За последние недели протесты здесь вырасли до размеров революции, — рассказывает сирийский правозащитник Вазим Тариф, — Правительство боится, что в Рамадан потеряет контроль над всей провинцией, что протесты усилятся и распространятся на Дамаск. Это власть желает предотвратить любой ценой».
Город оказался в осаде. Грохот пулеметных очередей, взрывы и крики гибнущих людей — вот что такое сегодня «голос Хамы».
Генсек ООН не дозвонился…
На прошлой неделе по инициативе Германии в
Эту резолюцию поддержали даже вечные покровители арабских диктатур — Россия и Китай. Ничего удивительного: они отлично понимают, что могут позволить себе подобное великодушие в данном случае — ведь все равно, кроме заявлений, вряд ли стоит ожидать от ООН или НАТО
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун еще в начале прошлой недели заявил: «События минувших дней были исключительно шокирующими». Евросоюз замораживает счета сирийских функционеров и запрещает им въезд на территорию ЕС. Глава Госдепартамента США Хилари Клинтон объявляет, что Америка больше не признает легитимность правления Башара Асада.
Сирийскому президенту на все это, мягко говоря, наплевать. Он распространяет через государственные СМИ заявление, в котором подчеркивает, что в Хаме действуют «вооруженные банды», а армия, мол, только позаботилась о восстановлении порядка. На телефонные звонки Генсека ООН он не отвечает и чувствует себя вполне уверенно — не то, что его ливийский коллега Муаммар Каддафи.
Причин для подобной уверенности две.
Эта «команда» уже достаточно давно отказалась от вооруженного джихада и, по большому счету, не может больше считаться террористической, но кто их знает? На их счету немало кровавых терактов, немало убийств и взрывов, так что доверять им трудно. А вместе с ними подозрение в «исламизме» автоматически распространяется и на остальных сирийских оппозиционеров.
Немногие западные журналисты, успевшие побывать в Хаме во время визита туда посла США, утверждают между тем, что демонстранты на улицах этого города не имеют при себе даже завалящих кухонных ножей — не говоря уже о «тяжелом вооружении», о котором распространяется сирийская официальная пресса. И к джихаду они тоже не призывают. «Они хотят отстоять свою свободу, свое достоинство, — рассказывает швейцарский репортер, 10 дней проведший в Хаме, — они хотят равноправия — и в первую очередь, свержения режима Ассада».
Смерть как цена свободы
Все эти дни, пока на улицах Хамы умирали люди — не умирала их надежда. На то, что их, наконец, услышат, что им помогут.
«Кровопролитие и гибель наших мучеников не может быть бесполезной, — заявляет правозащитник из Хамы Рами Абдул Рахман, к слову — бывший
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
Read more here:
Кровавым назвали Рамадан в Сирии