Евразийская интеграция в условиях конфронтации России с США и Европейским союзом оставляет все меньшее поле для маневра и скоро руководству РК придется четко решить, с кем оно будет дружить. Об этом говорили политологи и экономисты во время круглого стола «Good Governance: актуальные тренды экономической политики РК», организованного Almaty Managemet University.
Критика в адрес правительства Казахстана сегодня зашкаливает, но для того чтобы решить проблему нерадивых чиновников, нужно совершить несколько важных шагов, заявил в начале встречи ректор Almaty Managemet University Асылбек Кожахметов.
- Первая задача, которую нужно выполнить — втолковать государственным чиновникам, что их задача служить обществу. Они должны работать на новую предпринимательскую экономку регионов. Бизнес в свою очередь обязан усилить свою социальную ответственность, — напомнил г‑н Кожахметов.
Кроме того, необходимо развивать гражданское общество, без которого, по его мнению, сильная экономика невозможна. Ведущую роль в формировании самосознания казахстанцев могут сыграть вузы.
- У нас много НПО, которые сами по себе крутятся, но им нужно сотрудничать с университетами. Мы нуждаемся в вас, приходите к нам, берите семинары, курсы, клубы, покажите куда нужно идти, мы готовы следовать, — призвал Асылбек Кожахметов общественные организации.
В Almaty Managemet University создана школа государственной и общественной политики, которая может стать дискуссионной площадкой для обсуждения способов решения озвученных задач, добавил ректор университета.
Good governance, то есть хорошее управление, начинается с сильных институтов, сказала во время своей презентации директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова. Но последние перестановки в правительстве свидетельствуют о том, что вся система госуправления завязана на одном человеке — президенте, и она неустойчива. По оценкам рейтинговых агентств, основные политические риски в Казахстане связаны с потенциальной сменой руководства страны. Поэтому долгосрочные перспективы Казахстана туманны, считает макроэкономист, а текущие тенденции вызывают у нее скептицизм.
- Нефть является одновременно благом и угрозой для Казахстана в долгосрочном плане. Доходы от нее распределяются между Нацфондом, республиканским и местными бюджетами. Критическое снижение цен на нефть будет означать, что правительству придется сокращать свои расходы. Вопрос в том, какие из них оно готово уменьшить, — сказала спикер.
Впереди отечественную экономику ждут новые трудности. Они не в последнюю очередь связаны с перспективами рубля. Его падение невозможно предсказать, потому как не понятно, пойдет ли Владимир Путин на переговоры с ЕС и США. Создавая в этот момент ЕАЭС, Казахстан ставит свою экономическую политику под угрозу вплоть до 2017 года.
- Не уверена в том, что наше правительство ясно себе представляет, как нужно действовать в различных вариантах развития российской экономики. Но я бы посоветовала в первую очередь сохранять ясность мысли. Есть ряд страновых проектов, которые я называю амбициозными: ЭКСПО-2017, Зимняя олимпиада, строительство атомной электростанции, — считает Меруерт Махмутова.
Не исключено, что к 2025 году углеводородное сырье может перестать играть ключевую роль на внешних рынках, потому как будут созданы альтернативные источники энергии. В этом случае Казахстану с его сырьевой зависимостью придется несладко. Тем более что обещанная правительством диверсификация экономики даже не началась, отметила г‑жа Махмутова. В 90‑м году казахстанская экономика была более диверсифицирована, чем сейчас, и сельское хозяйство формировало 34% ВВП страны. Сегодня оно дает только 5—7%, подсчитала она.
- Как таковых источников финансирования диверсификации экономики нет. После того как доступ местным банкам к внешним рынкам капитала были перекрыт, основным инвестором стало государство, — заметила спикер.
Это уже привело к тому, что внешний долг Казахстана вырос за последние годы с 3% до 6% ВВП. Насколько он увеличится в будущем, предсказать сложно, отметила она, потому что в условиях турбулентности на мировых рынках надеяться на то, что иностранные инвесторы будут инвестировать в Казахстан, тем более в сельское хозяйство, — утопия.
- Люди, которые занимаются привлечением инвестиций на уровне правительства и местных органов управления, не понимают, что для этого нужно делать. Сам кабмин принимает заведомо противоречивые решения. С одной стороны, заявляет о «зеленой экономике» и делает ее темой ЭКСПО-2017, с другой — говорит о перспективах строительстве АЭС, — озвучила Меруерт Махмутова.
После аварии на Фукусиме в Японии даже Германия с ее устойчивыми институтами развития и экономикой отказалась строить подобные станции, понимая, что не сможет предсказать последствия от использования атомной энергии. Положительное решение по этому вопросу в Казахстане лоббирует Россия для того, чтобы надолго привязать его к себе. И тут кабмину Масимова нужно вспомнить пример Болгарии, которую Кремль обязывает выплатить миллиард евро в качестве отступных за то, что она отказалась от дальнейшего строительства АЭС, указала спикер.
- Можно принять много политических и экономических решений, но во что они выльются и какую цену за них заплатит Казахстан? Я бы посоветовала руководству страны быть пессимистичными в принятии на себя всяческих обязательств, — закончила Меруерт Махмутова.
Члены правительства не глупее экспертов, но от их компетентности ничего не зависит, потому что на все существует политическая воля только одного человека, объяснил экономист Мухтар Тайжан. Нынешнее снижение цен на нефть не случайно, и оно не последнее, ведь Саудовская Аравия и Кувейт не намерены сокращать поставки нефти на глобальный рынок, а санкции против нефтяных компаний ослаблены. Поэтому есть основания полагать, что в мире уже принято стратегическое решение в отношении России, как это было в начале 80‑х годов с СССР, провел параллели экономист.
- И мне жалко те миллиарды долларов из наших золотовалютных запасов, которые будут сожжены на бессмысленное поддержание курса тенге. Менять внутреннюю экономическую политику сейчас невозможно, потому что, по сути, это право отдано России. Первым условием изменения нашей жизни является выход из Таможенного союза, из единого экономического пространства, из Евразийского союза, — в который раз предложил Мухтар Тайжан. — Иначе республика пойдет ко дну вместе с тонущим «Титаником» под названием «Россия».
В Казахстане существует не столько кризис политического волеизъявления, сколько политической ответственности, заявил в свою очередь директор центра актуальных исследования «Альтернатива» Андрей Чеботарев. Действительно, есть глобальные тенденции, которые влияют на экономику Казахстана, и в первую очередь речь идет о форсированной евразийской интеграции. При этом правительство не дает четкого ответа на вопрос о том, чем конкретно она выгодна Казахстану.
- В первые два года после создания Таможенного союза кабмин еще докладывал о каком-то росте товарооборота между тремя странами, поступлении таможенных платежей в бюджет, сейчас он констатирует снижение того и другого. Плюс на заседании Высшего экономического совета президент жестко отозвался о результатах работы ТС. Но тем не менее ничего не изменилось, — сказал он.
По его мнению, сегодня многовекторная политика Казахстана в кризисе, в результате которого придется выбирать, с кем идти дальше. Сейчас Запад не отказывается от сотрудничества с РК, утверждает политолог, и скорее всего страна все же вступит в ВТО. Это важно в том смысле, что республика еще может успеть спрыгнуть с подножки уходящего поезда Евразийского союза, полагает он. А балансирование между Россией и США уже привело к тому, что в отечественной экономике усилилось китайское влияние.
- В начале я упомянул о том, что у нас существует кризис политической ответственности. Так вот, руководству страны будет легко свалить издержки своей работы на процесс евразийской интеграции, на влияние внешних сил, на девальвацию, — полагает Андрей Чеботарев.
Кстати, по его мнению, девальвация все равно случится, но до нее постараются провести досрочные парламентские выборы.
…От себя добавим, что на прошедшей дискуссии не было высказано каких-то новых идей. Как сказал по этому поводу Асылбек Кожахметов, «невозможно бесконечно анализировать и говорить о том, что все идет не так. Давайте лучше начнем предлагать способы, как изменить ситуацию в лучшую сторону. Давайте сделаем заготовку для того, чтобы какой-то постпериод прошел более гладко». Надеемся, эксперты успеют последовать совету ректора.