После того как в минувшую пятницу митинг, объявленный оппозиционной «Группой-24», не состоялся в столице Таджикистана, власти этой страны разблокировали более чем сотню сайтов и доступ к социальным сетям, что, несомненно, является хорошей новостью. Но теперь парламент республики намерен рассмотреть внесение изменений в законы «О милиции», «О борьбе с терроризмом» и «О борьбе с организованной преступностью».
Как сообщает сайт радио «Озоди» (радио «Свобода») со ссылкой на депутата таджикского парламента Саттора Холова, поправки вносятся для «предотвращения массовых беспорядков в будущем».
«Мы предложили внести наказание для тех, кто во время массовых сборищ, демонстраций или других акций применяет оружие, взрывное устройство или ядовитые вещества. Эти люди должны быть задержаны. Все это делается ради безопасности населения», — заявил парламентарий радио «Озоди».
Скорее всего, изменения ждут и республиканский закон «О собраниях, митингах и уличных шествиях». В этот документ предлагается внести отдельную статью, предусматривающую «уголовное наказание за использование оружия во время массовых демонстраций». (В последний раз в Таджикистане закон ужесточался в 2011 году — после «арабской весны».)
Любопытно, что в Таджикистане еще задолго до событий на Майдане в Киеве запретили митингующим гражданам страны использование «коктейля Молотова», а в случае, если манифестанты начнут его кидать в сторону милиции, правоохранительные органы имеют право применить против митингующих огнестрельное оружие.
А правительство Кыргызстана только на днях внесло в Жогорку Кенеш (парламент страны) проект изменений в закон КР «Об оружии», в котором теперь появится понятие «зажигательное оружие — это оружие, на основе горючей смеси и (или) легковоспламеняющегося вещества», и которое будет запрещено на территории республики.
Соответственно, в УК КР введут уголовную ответственность за использование «коктейля Молотова» при массовых беспорядках, а также уголовное наказание за «незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение зажигательного оружия и незаконные изготовление или ремонт этого вида оружия».
В справке-обосновании к данному законопроекту за подписью экс-главы МВД КР Абдалды Суранчиева говорится, что нельзя понимать конституционное право граждан на мирные митинги и демонстрации как вседозволенность и зачастую такие стихийные выступления перерастают в массовые беспорядки с применением взрывчатых веществ и поджогов.
Ссылаясь на опыт законодательной практики, г‑н Суранчиев предлагает кыргызским законодателям ввести «ответственность за такие способы совершения данных преступлений как взрыв и поджог» с применением «коктейля Молотова». Другими словами, приравнять «коктейль Молотова» к оружию, боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.
Одобрят ли законодатели как в Таджикистане, так и в Кыргызстане предложенное правительством ужесточение законов? Скорее всего. Потому что у всех в памяти трагические события в Киеве. А несостоявшиеся митинг и демонстрация «Группы-24» в Душанбе сильно напугали таджикские власти. Между тем лидер группы Умарали Кувватов не намерен сдаваться. В интервью сайту «Русская планета» он заявил, что «мы будем действовать адекватно развивающейся ситуации и не намерены применять избыточную силу, если режим Эмомали Рахмона не будет применять силу против нас. Но если он применит оружие, то у нас будут развязаны руки».
У кыргызских властей другая проблема. Выборы в Жогорку Кенеш шестого созыва уже не за горами — остался год, и оппозиция уже наращивает силы. А после трудной зимы (которая будет таковой по причине отсутствия запасов «голубого топлива» и дефицита электроэнергии) народ, как полагают многие наблюдатели, нетрудно будет вывести на улицы. Но будут ли в руках у протестующих только плакаты?
Впрочем, как показывает практика, когда переполняют эмоции, законодательные запреты даже с угрозой уголовного наказания мало кого останавливают.