Уже не раз слышал упреки от своих читателей, что я, мол, стал мало критиковать власть, Назарбаева. Раньше, дескать, это было основной темой, а теперь акцент на события в Украине, на происходящее в России, на ватников и совков. Да, действительно, это так.
А причина в том, что авторитаризм Назарбаева на фоне тех событий, которые воистину потрясли и всех нас, и все постсоветское пространство, и даже весь мир, потерял прежнюю актуальность.
Да, да! Именно так.
Судите сами, какой смыл менять эту власть, если существует реальная угроза, что следующий президент Казахстана в нынешней ситуации будет стопроцентной креатурой Кремля?
Для такого предположения есть все основания. В стране существует мощнейшее прокремлевское лобби в виде 80% идеологически зомбированных граждан (преимущественно русских, но много и казахов, и других этносов), половина из которых с радостью готовы хоть сегодня поддержать любого, кто предложит войти в Россию. Очень многие люди во власти идеологически, экономически и политически связаны с Россией, имея в этом сближении свой интерес. Информационно Казахстан находится в полной зависимости от российских СМИ, что позволяет Кремлю формировать нужное ему общественное мнение по кандидатуре нового президента. Наконец, существует возможность в любой момент оказать политическое давление — используя украинский сценарий «защиты соотечественников». Одним словом, сегодня любые выборы в Казахстане будут проводиться только по кремлевскому сценарию. После Украины Путину больше не нужны проблемы с президентами, неудобными России.
Понятно, будь у нас своя хоть какая-томало-мальски организованная оппозиция, можно было бы сказать, что мы еще посмотрим, кто победит и кто будет следующим президентом Казахстана! Мол, по примеру Украины выйдет оппозиция, гражданские активисты, простой народ на улицы и не уйдут, пока не победят. Или пока не проиграют. Увы! Нет у нас такого варианта. Нет ни оппозиции, ни гражданского общества, способных предложить серьезную альтернативу. Нет народа, желающего другой жизни и стремящегося в Европу.
Зато есть власть, которую все устраивает в казахстанской действительности и которая страсть как боится любых изменений, видя в них риск потерять свою монополию, свой статус «хозяев жизни». Полагаю, одной из главных причин, по которым Акорда пошла на союз с реваншистской Россией, была боязнь своего Майдана. Москва рассматривалась как своеобразный гарант недопущения Майдана в Казахстане. Во-первых, с информационно-идеологической точки зрения. Во-вторых, с точки зрения поддержания проназарбаевских настроений в русскоязычной среде. И в‑третьих, с точки зрения силовой поддержки режима (специалисты, боевики, спецназ). Эту проблему они в целом решили, но возникла другая — угроза суверенитету. Теперь они, похоже, уже кусают локти, поняв в какую авантюру они ввязались по собственной воле. Но изменить уже ничего нельзя, точка возврата пройдена. Все они на крючке у Кремля, с которого уже не соскочить.
Есть путинская Россия, в планах которой Казахстан рассматривается как составная часть ее будущей империи, и поэтому она готова контролировать политические процессы в нем в случае, если они приобретут опасный для Кремля характер.
Есть казахстанский народ, на три четверти оболваненный российской пропагандой и искренне верящий в то, что только Путин может спасти мир от коварного Запада.
Еще есть Америка с Европой, которые заигрались в своем желании поддерживать наш авторитаризм во имя политической стабильности, когда с легкой руки европейских партнеров Назарбаева его политических оппонентов преследуют в Европе.
Все! Больше НИЧЕГО и НИКОГО в Казахстане НЕТ!
А это означает, что сегодня по большому счету нет смысла менять Назарбаева, который при всем его кондовом авторитаризме хотя бы имеет свое лицо, политический вес и моральное право представлять Казахстан. В сложившихся условиях тот, кто придет на его место, однозначно будет послушной марионеткой Кремля со всеми вытекающими из этого последствиями для казахстанской независимости.
Это однозначно не добавит демократии и либерализма Казахстану, но серьезно усложнит его интеграцию в мировое сообщество. Причем самое печальное, что для этого у Кремля есть все необходимые рычаги воздействия. Тогда как у его противников, напротив, нет ничего серьезного, чтобы этому противостоять. Так что, на мой взгляд, основной темой политической повестки дня в Казахстане является не столько авторитаризм Назарбаева, боящегося строить жизнь по западным лекалам, сколько сами казахстанцы, зомбированные на неприятие западных стандартов и ориентированные на совковое отношение к тому, что происходит в их стране и мире.
Главная наша проблема это постсовковый синдром, следуя которому значительная часть наших граждан оказалась за гранью адекватности и вновь, как и во времена «холодной войны», видит свои проблемы в происках врагов с коварного Запада. Вот это и есть сегодня главная пружина, толкающая нас в мракобесие. Сломать ее, преодолеть этот маразм есть главная задача тех, кто сохранил способность здраво мыслить. Задача — вернуть людям веру в демократию, в прогресс по западным стандартам. Все остальное, включая наш авторитаризм, это уже вторым планом.