На прошлой неделе в стране начали праздновать очередной день рождения елбасы, а заодно и День Астаны. Главный официоз республики – газета «Казахстанская правда» разразилась подборкой комплиментов, сказанных в разное время про Нурсултана Назарбаева его зарубежными коллегами.
В самой же столице был дан старт праздничным мероприятиям, которые, по словам начальника городского управления культуры, начнутся 20 июня и продлятся до 7 июля. Акимат Астаны выделил на 70 мероприятий, в которых будут задействованы в общей сложности почти 20 тысяч человек, около 700 миллионов тенге бюджетных денег.
На этом фоне поражает тот факт, что Акорда решила замолчать юбилейную дату, а именно 22 июня. В этот день ровно 25 лет назад нынешний «лидер нации» был избран первым секретарем ЦК Компартии республики, что позволило ему позднее стать сначала президентом Казахской ССР, а потом и Республики Казахстан.
Причины подобной скромности вполне понятны: превращение коммуниста номер один в классического восточного диктатора-мультимиллиардера это не самая выигрышная тема для госпропагандистской машины. Тем более в условиях нарастания социально-экономических проблем и усиления массового недовольства казахстанцев тем, как они плохо живут.
Мы не сомневаемся, что впереди нас ждет девятый вал сказок про то, как под мудрым и верным руководством Нурсултана Абишевича Казахстан становится все более богатым, благополучным и стабильным. В связи с этим мы надеемся, что, может быть, кто-то из статистиков рискнет сопоставить показатели Казахстана за 1988 и 2013 годы, чтобы доказать, что наше пресловутое процветание существует только на словах.
Единственным, кто осмелился публично напомнить об этом юбилее, оказался старый и верный соратник президента, его «вечный» начальник канцелярии Махмуд Касымбеков. Будучи обладателем научной степени доктора политических наук и автором многотомной биохроники Нурсултана Назарбаева, Касымбеков не мог упустить такой повод. Результатом его усилий стала статья в стиле позднего Брежнева под громким названием «Начало» в субботнем номере «Казахстанской правды».
Что же касается соратников елбасы, то на прошлой неделе они «разбрелись кто в лес, кто по дрова. Второй человек в Акорде, мы имеем в виду премьер-министра РК Карима Масимова, собрался объехать с дозором казахстанские регионы, видимо, чтобы напомнить акимам о своем существовании.
Государственный секретарь РК Адильбек Джаксыбеков слетал в Бразилию, где в качестве президента Республиканской федерации футбола принял участие в 64‑м Конгрессе Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA), заодно получив возможность лицезреть очно матчи чемпионата мира по футболу.
Средний зять Нурсултана Назарбаева, он же «лидер казахстанского бизнеса» Тимур Кулибаев посетил Западный Казахстан, где на встречах с участием областных акимов рассказывал местным предпринимателям, как государство их поддерживает и что НПП это нужная в хозяйстве вещь, а не пустая трата денег.
Из более мелких государственных мужей в информационном пространстве засветился новый министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы. Он анонсировал создание в стране Национального совета по делам культуры.
Новая оргструктура должна будет координировать работу госструктур, занимающихся вопросами культуры, взаимодействовать с депутатским корпусом, бизнесом и творческими объединениями. Предполагается также создание художественных советов на разных уровнях, которые будут вырабатывать и проводить в жизнь единую политику в различных сферах культуры, а также формировать культурные кластеры.
Лично нам будущий Национальный совет по делам культуры сильно напоминает Национальную палату предпринимателей Казахстана, и дай бог, чтобы государство не потребовало от учреждений и деятелей культуры обязательного членства и обязательных взносов на его содержание.
В общем, каждый представитель казахстанских властей изощряется в силу своих способностей и разумения, однако при этом их усилия направлены в свою отдельную ведомственную сторону. К великому сожалению как казахстанцев, так и, похоже, «лидера нации», толку от всех этих телодвижений нет никакого.
Между тем Казахстану, чтобы стронуться с места, нужны программы не просто национального масштаба, а такие, которые можно реализовать в ближайшее время и со значительным положительным эффектом, плюс мобилизация всей страны.
Что касается программ, то их у нас с избытком, каждая госструктура насоздавала их под себя, а вот с энергией масс совсем плохо. В соседней с нами России Владимир Путин начал мобилизацию страны под великодержавными и антизападными лозунгами, используя в качестве главного пугала внешнеполитический кризис вокруг и в связи с украинскими событиями. В Казахстане же разовая попытка подтолкнуть экономику девальвацией тенге в итоге принесла Акорде намного больше средне- и долгосрочных «убытков», чем краткосрочной «прибыли», так что эффект от этой спецоперации в целом отрицательный.
Поэтому, подводя итоги 25-летия пребывания Нурсултана Назарбаева по главе Казахстана, отметим, что он возглавил республику в критический для нее момент, когда тогдашнее руководство Советского Союза пыталось вытащить страну из затяжного социально-экономического, идеологического и внутриполитического кризиса под лозунгами перестройки, гласности и рыночных реформ. Теперь этот цикл под знаком елбасы завершается в условиях точно такого же кризиса.
При этом в отличие от Горбачева и его соратников нынешние обитатели Акорды не рискуют признаться себе в том, что созданные ими на руинах советской политической системы и социалистической экономики суперпрезидентская политическая система и государственно-монополистическая экономика подошли к пределу своего развития. И что их попытки оживить экономику за счет иностранных инвестиций без активизации населения с помощью кардинальных политических реформ и повышения роли граждан в управлении страной обречены на провал с самого начала.
Но хуже всего не пассивность и слепота казахстанских верхов, а то, что на политическом поле республики не просматриваются силы, способные подвигнуть казахстанские власти к этим кардинальным или хотя бы значимым политическим реформам, как это было в Советском Союзе 25 лет тому назад. Не говоря уже о том, чтобы возглавить очередную перестройку.
Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать публикации в казахстанских печатных СМИ и интернет-ресурсах. Главная политическая «сила» страны — «Нур Отан» — никак не может определиться не только со своим идеологическим обликом, который расплывается и теряется за фигурой ее лидера Назарбаева, но даже с главным идеологом. Так, на прошлой неделе секретарем партии по идеологическим вопросам был назначен Фархад Куанганов, до этого работавший замакима Северо-Казахстанской области по социальным вопросам, внутренней политике и культуре. Он сменил Кумара Аксакалова, продержавшегося на посту идеологического секретаря «Нур Отана» ровно четыре месяца.
Что касается «оппозиции его величества», то десятилетие своего существования отпраздновала КНПК, отпочковавшаяся по воле Акорды и под руководством Владислава Косарева от Компартии Казахстана. Что касается последней, то она хотя и существует еще формально как политическая партия, но давно находится в загоне, поскольку тесно сотрудничала с ныне закрытой за «экстремизм» Народной партией «Алга» и продолжает занимать принципиальную позицию по отношению к Назарбаеву и властям.
КНПК же благодаря поддержке и покровительству Акорды стала парламентской партией. Судя по всему, ее руководство отнюдь не смущает тот факт, что аббревиатуру обычно расшифровывают как «Коммунистическая назарбаевская партия Казахстана». И хотя КНПК в последние месяцы активно имитирует бурную деятельность, а члены ее фракции иногда делают хорошие запросы в парламенте, понятно, что и партия, и ее руководство на коротком поводке.
Так что казахстанцам остается надеяться только на родственников Нурсултана Абишевича. Понятно, что новый социальный проект по инициативе Сары Алпысовны, суть которого в том, что после окончания средней школы дети-сироты смогут бесплатно обучаться в вузах и колледжах, имеет ограниченный характер. И не только потому, что эти сироты должны предварительно воспользоваться государственной образовательной накопительной системой. Но и потому, что официальная леди номер один давно в отставке, и говорят, даже получила паспорт с девичьей фамилией, а значит, ее политический вес равен нулю.
А вот активность старшей дочери елбасы, которая в этом году стала вице-спикером мажилиса парламента РК и главой фракции «Нур Отана» в нижней палате, весьма примечательна. По словам имевших возможность наблюдать ее лично, Дарига Нурсултановна коренным образом поменяла своей имидж женщины из высшего круга на политика, доступного своим избирателя. Более того, она начала себя вести как народный трибун и жестко спрашивать с чиновников, демонстрируя при этом хорошее знание предмета.
Возможно, конечно, что это обычное летнее обострение, но мы подозреваем, что дистанция от вице-спикера мажилиса парламента до спикера, а потом и президента страны ничуть не длиннее, чем от премьер-министра до главы государства. Тем более что Дарига Назарбаева к тому же легко может превратиться из главы фракции «Нур Отан» в ее лидера. Для этого ей достаточно только папиного благословения.
Так что не исключено, что на наших глазах формируется интрига будущей борьбы за верховную власть в стране, когда за должность второго президента РК будут бороться Карим Масимов и Дарига Назарбаева.
Напомним, что минусом первого является его полуказахская национальная принадлежность, плюсом — поддержка руководства сразу трех государств, а именно США, Китая и России. У второй же минусы и плюсы в виде поддержки семьи елбасы совпадают. И что совсем замечательно, этот всплеск демократии вполне укладывается в прокрустово ложе суперпрезидентской политической системы и практики.