Итак, апрельский номер казахстанского журнала «Жұлдыздар отбасы Аңыз адам» вышел с портретом Адольфа Гитлера на обложке, и броскими заголовками типа «Гитлер не был фашистом» (перевод с каз.). Редактором издания является тот самый Жарылкап Калыбай, который в сентябре 2013 был арестован за инцидент на борту самолета компании Scat (напал на стюардессу и всячески хулиганил).
Проходя мимо газетного киоска, я прикупил себе один экземпляр, благо 25-тысячный тираж разлетелся, как горячие пирожки. Взял, как говорится, на память, а заодно изучил содержание статей. Название журнала с казахского переводится как “Звездный дом — Человек легенда”, и посвящен историческим деятелям. Из всей кучи материала наиболее спорными являются:
- статья “Гитлер — фашист емес” («Гитлер — не фашист») журналиста Нагашыбай Есмырза
- статья “Майн Кампфта көп мәселелер дұрыс жазылған” («Майн Кампф является во многом правдивой книгой») под авторством Мырзагали Хасен.
Но я не буду здесь разбирать степень провокационности данных статей. Если прокуратуре захочется отыскать что-нибудь незаконное в деятельности журналистов, она это сделает. Вовсе необязательно писать о Гитлере, чтобы загреметь в кутузку. Я хочу поговорить вот о чем: о соблюдении табу в приличном обществе.
Еще из школьных учебников мы знаем, что в истории человечества существовали весьма темные страницы, в которых люди впадали в психозы, занимались человеческими жертвоприношениями, каннибализмом, массовым инцестом и педофилией. Я уже не говорю про “банальный” на этом фоне геноцид. Об этой теневой стороне общечеловеческого прошлого не принято говорить громко. Есть определенные табу на такие темы.
И всякий, кто начинает ворошить прошлое, вытаскивать на свет Божий старые кости из шкафов, рискует получить ярлык маргинала. Поясню на примере Гитлера. Когда судьба гитлеровской Германии была уже предрешена, страны-союзники в Ялте и на других встречах начали скрупулезно прорисовывать контуры нового мира, в котором был поделен каждый километр границы.
Если сейчас найдется серьезная сила, которая попытается оживить память Гитлера и его нацистской идеологии, это будет воспринято мировыми элитами как попытка ревизии прошлого, всех этих ялтинских соглашений и т.п. А это означает изменение пока действующего мирового порядка, одним из следствий которого является пересмотр границ. Представьте, что Польша должна будет вернуть Германии Пруссию и Померанию, Чехия и Словакия — Судеты. И далее, по длиннейшему списку. США и Британия должны вывести оккупационные войска из Германии и Японии.
Проще говоря, под сомнение будет поставлен сам мировой порядок, консенсус между мировыми державами. Именно поэтому в большой политике с национал-социалистами и фашистами особенно не деликатничают. Их не сажают за стол переговоров, им не место среди приличных людей. В эту реку уже нельзя войти — эта идеология запрещена к использованию, примерно как химическое или биологическое оружие.
Еще одним неприятным следствием оправдания и заимствования национал-социалистической идеологии является то, что в современных условиях данная идеология смертельна для государства, которое ему следует. Обратите внимание, как проходили недавние консультации относительно судьбы Украины — практически сначала США и РФ решали ее судьба даже без участия собственно украинцев.
Только на встречу в Женеву пригласили для проформы украинского министра иностранных дел. То есть страна с населением 45 миллионов человек и вторая по экономике бывшая республика СССР, в настоящее время не обладает политической субъектностью и не решает собственную судьбу. А почему так было? Просто днепропетровская группировка, чтобы свалить донецкую, решила подыграть галичанам, выведя их культ УПА и Степана Бандеры на общестрановой уровень. Результат виден уже сейчас и не факт, что к концу года на Украине будет ситуация лучше.
Это как если бы в приличном обществе какой-нибудь выскочка начнет вещать о прелестях педофилии или инцеста. Такого оригинала быстро выведут из комнаты, и обращаться с ними будут уже не как с субъектом, а как с объектом. Так что, нашей стране, не обладающей на мировой арене ни авторитетом, ни сколь-нибудь ощутимым весом, заигрывать с гитлеровскими последователями не с руки.
Ну, а для тех, кто очарован всей этой нацистской темой, я советую почитать хотя бы в той же википедии статью об унтерменшах. Чтобы понимать, какую роль отводил лидер национал-социализма таким народам, как казахи и другие азиаты.
Кто санкционировал издание столь сомнительных с точки зрения этики и политкорректности статей?
Обыватель думает, что казахоязычная пресса строго курируется и опекается всякого рода чиновниками. Но на самом деле, это не так. Казахоязычная пресса почти не знакома с цензурой, и если даже госорганы чем-то недовольны, то это происходит уже по факту публикации чего-то спорного с точки зрения официоза. В это плане, казахоязычная пресса находится даже в более выгодном положении, чем русскоязычная.
Если русскому изданию нужно постоянно сверять материалы с так сказать «генеральной линией», то казахоязычная чувствует себя пока еще вольготно. Впрочем, государство начинает постепенно понимать важность казахского печатного слова. Рано или поздно, но проверяющие органы начнут «ставить в стойло» и казахских журналистов.
Я прогнозирую крупные проблемы у этого издания. И не стоит пытаться с точностью до миллиметра вычислять степень нарушения той же 164‑й статьи УК. Когда вопрос касается национальной безопасности, следует ожидать волевого решения сверху, а там уже ссылки на разные юридические тонкости не помогут.
Еще раз напомню, что сегодняшние реалии таковы, что для закрытия того или иного издания не требуется сложных судебных процедур. Достаточно одного неправильного комментария на сайте и вуаля. Именно поэтому, например, в той же России многие сетевые СМИ просто выключают режим комментирования.
В конце концов, журнал «Жұлдыздар отбасы Аңыз адам» сам напросился, как говорится. Публиковать материалы о Гитлере, когда на носу 9 мая, проблемы с Украиной, подписание договора ЕЭС, Ассамблея народов Казахстана — тут нужен “особый дар” и “интеллект”.
И вся эта проукраинская антипутинская риторика тоже очень некстати. Да и коллеги из более солидных казахскоязычных изданий типа «Туркестан» и «Ана тили» вряд ли скажут спасибо редактору «Аңыз адам» — теперь соответствующие органы могут взять их под пристальное внимание, во избежание, как говорится.
Источник: Yvision.kz