Передачи власти по семейному варианту в Казахстане не будет. Это главный вывод, который мы сделали из событий последних недель. Налицо формирование новой конфигурации внутриполитического пространства Казахстана. Но об этом чуть позже, а начнем мы наш еженедельный политобзор с трагедии местного масштаба.
Двое мужчин повесились в Жанаозене, один у себя дома, другой в гараже. А всего по данным местных СМИ в Мангистауской области с начала этого года, таким способом свели счеты с жизнью больше десяти человек. Страшно не только то, что из жизни добровольно уходят молодые люди — одному из погибших был 31 год, второму 24 года, но и то, что ни государство, ни общество не бьют по этому поводу тревоги. Создается ощущение, что и граждане, и страна в целом настолько атомизировались, что реагируют только на то, что их непосредственно касается или интересует. Но это неизбежно приводит и уже привело к тому, что в Казахстане нет единства и даже общности, о которых так печется Нурсултан Назарбаев и столько говорит провластная пропагандистская машина.
Кремль начинает и выигрывает
Впрочем, с единством и общностью и раньше была проблема, хотя не критичная, поскольку внутриполитическое пространство было напрочь «вытоптано», а внешние угрозы ограничены. Беда в том, что за последние три месяца все резко поменялось. Благодаря украинскому кризису и нарастающему противостоянию России с Западом эта атомизация стала опасна как никогда.
Хуже всего то, что в Казахстане эту угрозу или не видят, или недооценивают. Но это касается в основном общества. Что же касается властей, в первую очередь так называемого «лидера нации», то они стали заложниками ситуации. Ведь чтобы противостоять нарастающим внешним угрозам, как политическим, так и экономическим, нужна мобилизация.
В России Владимир Путин ее уже проводит, используя в качестве аргумента нарастающее противостояние с Западом и уже не только в украинском вопросе. В Казахстане Нурсултан Назарбаев пытается организовать экономическую мобилизацию страны, тщательно избегая при этом мобилизации политической, что сразу аннулирует все усилия Акорды, и исправить это положение уже в принципе невозможно. Потому что любая мобилизация требует в первую очередь определения угрозы.
Однако встать на сторону Владимира Путина елбасы позволить себе не может, так как это сразу же поставит под угрозу санкций личные многомиллиардные состояния как его самого, так и его ближайшего окружения и родственников. Ведь Запад прекрасно знает, где они прячут свои деньги и прочие активы. А если и не знает, то легко может это узнать, поскольку все основные сделки, как коррупционные, так и обычные, проводились или в долларах, или евро. Ну а «заморозить» банковские счета легко и просто — нужен всего лишь один рабочий день.
Поддержать же Запада для так называемого «лидера нации» смерти подобно — в отличие от той же Украины, в Казахстане нет ни гражданского общества, способного как свергнуть коррумпированную и антинародную власть, так и противостоять внешней агрессии, ни политических сил, способных организовать и возглавить национальный протест. Опираться в возможном противостоянии с северным соседом Назарбаев может только на правящую элиту и госаппарат, которые согласно логике нынешней политической системы быстро примут сторону сильнейшего, то есть Кремля.
В этих условиях первый казахстанский президент вынужден имитировать бурную деятельность, с одной стороны, продолжая убеждать собственных сограждан, что он по-прежнему силен, способен контролировать внутриполитическую ситуацию и управлять государством, с другой — тщательно избегать раздражать как Запад, так и Владимира Путина, поскольку обе эти силы способны лишить его власти так же быстро, как он сам отвести за руку в суд любого из казахстанцев, пребывающих ныне на территории республики.
В связи с этим весьма показательны результаты опроса, проведенного Центром исследований «Стратегия» на тему российско-украинских отношений. По словам директора центра Гульмиры Илеувой, 85% респондентов постоянно следят за развитием российско-украинского конфликта. При этом около половины из последних получают информацию из казахстанских СМИ, чуть меньше трети — из российских СМИ, а почти одна десятая — из Интернета, включая социальные сети.
Так вот, 62% из опрошенных казахстанцев поддерживают Россию и только 5% — Украину. При этом не поддерживают Россию 15%, а Украину — 68%. Согласитесь, цифры не просто ошеломляющие — они фактически свидетельствует о том, что атомизация граждан и страны подошла к такому пределу, когда можно уже говорить о всеобщей готовности к распаду государства или готовности подчиниться силе, которая будет сильнее Назарбаева.
Так что бессилие казахских националистов, которое они продемонстрировали за последние месяцы, в том числе в рамках антиевразийской инициативы, отнюдь не случайно — оно отражает настроения широких слоев населения. Этому большинству, конечно, не хотелось бы, чтобы Россия захватила Казахстан или установила над ним полный контроль при соблюдении формальных признаков суверенитета и независимости, но при этом они не готовы ничего активно предпринимать, а тем более рисковать своими жизнями или текущим благосостоянием.
Месседжи для Путина
В свете вышеприведенного анализа бурная активность Нурсултана Назарбаева последних недель выглядит достаточно смешно. Например, «лидер нации» продолжает настаивать на том, что будущий Евразийский экономический союз, договор об учреждении которого будет подписан в мае в Астане, носит чисто экономический характер.
На том же самом стоят многочисленные спикеры из числа высокопоставленных чиновников и их подпевалы из ГОНГО, то есть государственных неправительственных организаций, и экспертного сообщества.
Однако мы уже писали о том, что любое межгосударственное объединение есть союз политический, поскольку его членами являются государства как политические образования. Кроме того, не нужно забывать, что кроме Таможенного союза и будущего ЕвразЭС, Казахстан и Россию объединяют в одном лагере Организация договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация, а также многочисленные двусторонние соглашения.
Кстати, на этой неделе Мажилис Парламента РК ратифицировал одно из таких соглашений. Речь идет о законопроекте «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Казахстан и Российской Федерации».
Согласно этому соглашению, две страны создают Единую региональную систему ПВО, которая в свою очередь станет составной частью объединенной системы ПВО государств-участников СНГ. Более того, войска (силы) Единой региональной системы ПВО РК и РФ возглавит единый командующий, который будет назначаться на свою должность решением глав союзных государств.
И хотя стороны в период нарастания военной угрозы и в военное время будут самостоятельно принимать решение о применении своих войск и средств в порядке, предусмотренном их национальным законодательством, что-то нам подсказывает, что россияне будут доминировать и в мирное время, и вне его.
Свое подчиненное положение по отношению к Путину Назарбаев публично продемонстрировал и на XXI сессии Ассамблеи народа Казахстана, состоявшейся в Астане в прошлую пятницу. Во-первых, елбасы, несмотря на ожидания Запада, публично подтвердил свой курс на союз с Россией Владимира Путина. Во-вторых, сообщил Кремлю, что он правильно воспринял украинский урок, а посему теперь казахстанские власти точно не будут ущемлять интересы русскоязычного населения.
Понятно, что все это было оформлено как очередные исторические высказывания «лидера нации», но сам посыл, адресованный не столько казахстанцам, которых подобными словесными узорами уже накормили досыта, сколько российскому президенту, весьма заметен.
Позволим себе привести три цитаты, чтобы показать нашим читателям, насколько боится Назарбаев реализации сценария, в котором «вежливые зеленые человечки» и его отправят на свалку истории:
«В нашем обществе ни у кого нет никаких этнических преимуществ и все равны перед Законом. Все казахстанцы — дети одной родной земли. Все мы — разные и равные дети единого казахстанского народа. У всех нас одна забота — благополучие всего казахстанского народа. У всех нас одна цель — процветание нашей общей Родины. Это наш общий успех. общая гордость. Это та политика, которую я проводил все эти годы, провожу и буду проводить как Глава государства! Стабильность и согласие — ежедневная работа каждого акима, каждого руководителя, каждого гражданина!».
«Сегодня мы видим острый кризис в международной политике. В этих сложных условиях заявляю, что Казахстан и Россия — добрые соседи, союзники и стратегические партнеры. Мы подписали в прошлом году Договор о добрососедстве и союзничестве в ХХI веке, Договор о военно-техническом сотрудничестве. В ближайшее время обе страны проведут все ратификационные процедуры по этим соглашениям. Отношения с Россией — важный вектор нашей внешней политики».
«Здесь должны образцово исполняться все требования Закона о языках. В частности, дорожная инфраструктура, городской транспорт, улицы, проспекты и другие городские объекты должны иметь указатели в полном соответствии с требованиями законодательства — на казахском и русском языках. Сегодня это не везде обеспечено, остановки в автобусах объявляют почему-то только на одном языке, указатели маршрутов на них — тоже на одном».
Другая проблема, которая сильно беспокоит Акорду и лично елбасы сегодня — это многочисленные казахстанские беглецы, которых теперь властям, похоже, уже не достать. Поэтому на этой неделе был принят закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внешней разведки».
Согласно этим поправкам, внешняя разведка «Сырбар» и военная разведка Министерства обороны РК, а также Служба охраны президента РК, ныне Служба государственной охраны РК, получили право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по подслушиванию и контролю телекоммуникационных сетей, правда без физического подключения, которое осталось в исключительном ведомстве СИС КНБ РК. А также получать документы и должности прикрытия от казахстанских госорганов.
С одной стороны, в этом нет ничего принципиально нового по сравнению с практикой и правами спецслужб других государств, с другой — это свидетельство того, насколько Акорда озаботилась вопросом противостояния с политическими и личными оппонентами Нурсултана Назарбаева в условиях, когда нахождение Казахстана в одном военно-политическом лагере с Россией невольно делает ее изгоем в мире. Плюс резко сокращает легальные возможности казахстанских госорганов.
Фиксация нового политрасклада
Ну а завершить этот политобзор мы хотим фиксацией совершенно нового внутриполитического расклада в Казахстане. Если ранее в стране действовала суперпрезидентская вертикаль во главе с Назарбаевым, а все три ветви власти были всего лишь ее отростками, с помощью которых глава государства имел возможность доминировать не только над госаппаратом, но и над народом, как источником власти, Конституцией и законом, то теперь эта вертикаль оказалась продленной еще на один элемент.
Теперь над Назарбаевым и Акордой возвышаются Путин и Кремль, которые могут если не диктовать им конкретные действия, то устанавливать «коридор», который последние обязаны соблюдать во избежание проблем. Более того, это уже произошло, о чем свидетельствует позиция официальных казахстанских властей в двух ключевых вопросах — о создании ЕвразЭС и украинском кризисе.
Нетрудно предсказать, что этот «коридор» будет сужаться — такова железная логика любого авторитарного политического режима. Но спешим обрадовать казахстанцев, что кроме потерь будут и прибыли. Например, чтобы переориентировать казахстанскую элиту на себя, без чего невозможно установление плотного и системного контроля над евразийским пространством, Владимир Путин и Кремль будут вынуждены вмешаться в процесс передачи верховной власти в Казахстане.
Это означает, что семейный вариант, когда Нурсултана Назарбаева на посту главы государства сменят или его старшая дочь, или племянники, или ближайший и самый доверенный соратник, не бывать. Даже если такое произойдет, наследник — преемник получит власть не потому, что так решил елбасы, а потому, что на это согласились Владимир Путин и Кремль.
Кроме того, сама процедура передачи власти будет максимально легитимизирована через президентские выборы. Плюс к ним будет допущен достаточно широкий круг кандидатов, а возможные нарушения со стороны госорганов и избиркомов, стандартные для нашей республики, сведены к минимуму.
Однако выиграет выборы тот человек, который получит напутствие Владимира Владимировича, и оно будет реализовано через доминирование в информационном пространстве, преимущества в финансировании и контроле над процессом, и договоренности с региональными элитами.
Такова новая конфигурация внутриполитического пространства Казахстана, и противостоять этому новому раскладу не способны никто и ничто, о чем свидетельствует как итоги первого этапа украинского кризиса, так и нынешнее состояние казахстанского общества, которое готово и будет воспринимать любую власть, способную продемонстрировать и подтвердить свою силу.
В случае же с Казахстаном дело будет облегчаться тем, что Кремль и Владимир Путин достаточно умны и расчетливы, чтобы сохранить существующую систему и практику государственной власти, которые сформировались за длительный период времени и отражают как плюсы, так и минусы местного менталитета, национального характера и исторические традиции. Так что, похоже, следующим главой казахстанского государства станет тот из приближенных елбасы, кто пусть сейчас и ближе всего к нему, но первым его предаст, осознав, что теперь банкуют другие люди.