Очень часто под моими статьями комментаторы задают вопрос о финансовой стороне моего творчества. Мол, кто заказчик, статей? Кто платит за апологетику западного образа жизни, за оправдание американцев. И сколько конкретно платят?
Я уже много раз уже отвечал на эти вопросы. Я не пишу на заказ. Все, что я пишу, идет изнутри, так сказать, по мере созревания. Пишу то, что думаю. Темы, понятное дело, подсказывает жизнь, она и является заказчиком. Есть газеты и сайты, которым написанное мною подходит, они это публикуют — за это я получаю соответствующие гонорары. Вот собственно и весь механизм моего обогащения.
К слову, последняя поездка в Украину была моей частной инициативой. Билеты туда и обратно оплатил наш украинский культурный центр, организовывавший этот пресс-тур, все остальные затраты за свой счет.
Я понимаю недоверие со стороны людей, привыкших, что в этом мире все делается по заказу и за деньги. Человеку свойственно проецировать свое понимание жизни на окружающих. Для большинства дико, что кто-то вот так даром может что-то писать, не будучи уверенный в том, что за это заплатят. Сегодня в журналистике чаще господствует другой принцип: заказ — исполнение — оплата. Далеко не все могут себе позволить писать о том, что им нравится. Но в моем случае это именно так: пишу то, что мне хочется, и за это еще и деньги получаю.
На что я живу? Не только на гонорары. Во-первых, я работаю в Казахстанском Бюро по правам человека, там я руковожу информационно-мониторинговым центром. Во-вторых, периодически я читаю лекции в рамках различных образовательных проектов. Ну и естественно гонорары за мои статьи, в комментариях под которыми задаются эти самые вопросы о том, откуда деньги.
Нет никаких западных грантов. Это только абсолютно некомпетентные люди думают, что американцы платят всем, кто оппонирует власти. Увы! Нет такой практики. Американцы и европейцы не могут этого делать по определению. Поэтому они дают гранты только тем, кто сохраняет определенный уровень лояльности к власти, кто не переходит грань, за которой их деятельность становится оппозиционной. Это в основном те НПОшки, которые у нас как черт ладана боятся политики и занимаются социалкой и благотворительностью.
Я давно за этой чертой и поэтому с ироничной усмешкой воспринимаю постоянные выпады по поводу того, что мол, жирую на западные гранты, отрабатывая заказы «вашингтонского обкома партии». Святая наивность!
Глубоко заблуждаются те, кто считает, что я материально очень обеспечен. К сожалению, это не так и это несложно проверить. Мне нечего скрывать: однокомнатная квартира (ипотека), машина (1989 года), дача, жена, двое малолетних детей, ну и то, что зарабатываю своими статьями. Вот и все что сегодня имеет «агент западного влияния».
Да, чуть не забыл, еще к этому прилагается чистая совесть и убежденность в правоте того, что я делаю. Это к тому, что не в деньгах счастье. Кто-то подумает — не густо, а мне нормально, хватает. Главное, что в согласии с самим собой и чувствую себя на своем месте.