Обвалив валюту, власти всерьез взялись за пиар дела рук своих: вскоре в Астане журналистов, похоже, будут поправлять и настоятельно рекомендовать не употреблять слово «девальвация», а выражаться политкорректнее: «корректировка курса».
Во всяком случае, на пресс-конференции в службе массовых коммуникаций официальный представитель СЦК Алтай Абибуллаев к вящей радости собравшихся такую политкорректность уже проявил: озвучивая тему собрания в СЦК министров нефти и газа, сельского хозяйства, а также агентств по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, он почти проговорил слово «девальвация». Однако в середине этого слова осекся — и выдал желаемое:
- Тема сегодняшней пресс-конференции — девальва… то есть корректировка курса тенге.
«Вона че, Михалыч!», — сказал бы на это герой Светлакова в «Нашей Раше»: вся страна думала, что нацвалюта рухнула, а ее, оказывается, подкорректировали. Все думали, что они обеднели процентов так на 25, а теперь выясняется, что партия и правительство просто озаботились здоровьем казахстанцев — и изъяли у них излишние средства, чтобы холестерина лопали меньше. В общем, стакан наполовину полон, а не наполовину пуст, как утверждали скептики и ретрограды. Более того, власти от щедрот своих обещают даже тарифы на коммуналку не повышать — аж до 1 мая.
- На сегодняшний день роста тарифа на регулируемые услуги, в связи с изменением курса тенге к доллару, не будет, — заверил на этой же пресс-конференции глава АРЕМ Мурат Оспанов. — Более того, до 1 мая текущего года тарифы на все виды регулируемых услуг меняться не будут. Дальнейшие изменения будут осуществляться в плановом порядке, но в перспективе также отсутствуют предпосылки для сильного влияния девальвации на регулируемые коммунальные услуги, в связи с тем, что при их оказании в основном используются товары местного производства, — добавил он.
Когда и кому из наших субъектов естественных монополий мешало требовать увеличения тарифа, несмотря на сжигание для производства тепло- и электроэнергии экибастузского угля и актюбинского мазута? Несмотря на очевидность ответа на этот вопрос, господин Оспанов продолжал рисовать светлое будущее широкими мазками:
- Необходимо отметить, что тарифы на такие коммунальные услуги, как электро‑, тепло‑, газо‑, водоснабжение регулируются государством. Соответственно, данные тарифы находятся под постоянным контролем, могут изменяться только по результатам рассмотрения заявок, и мы не допустим необоснованного роста цен, — подчеркнул глава АРЕМ.
И заверил, что все изменения тарифов на регулируемые коммунальные услуги будут осуществляться с учетом запланированного коридора инфляции, рекомендованного правительством.
- В начале года нам был установлен план в 1,2% и в текущем году мы продолжим работать в рамках данного одобренного вклада в инфляцию, несмотря на проведенную девальвацию, — продолжил Оспанов.
По его утверждению, в случае воздействия незапланированных факторов на рост тарифов, законодательством предусмотрен ряд рычагов для сохранения стабильного уровня тарифов.
- При необходимости в регионах будет применена дифференциация тарифов по группам потребителей, которая позволит сдерживать тарифы для населения, в крайнем случае, будет проведен пересмотр инвестпрограмм на первоочередность мероприятий путем сокращения или переноса менее приоритетных проектов на следующий год, — пояснил председатель агентства.
Тут, правда, выяснилось, что тарифы на коммуналку — это одно, а регулируемые виды ГСМ — это немного другое: их АРЕМ обещает сдерживать до конца первого квартала, и то, если МНГ не внесет им на рассмотрение материалы, доказывающие общемировую конъюнктуру роста цен на нефтепродукты.
- Как мы говорили раньше, изменение уровней действующих цен на регулируемые виды нефтепродуктов в течение 1 квартала текущего года не ожидается. Хочу отметить, что превышение розничными реализаторами нефтепродуктов установленных предельных цен запрещено, — сказал Оспанов.
Напомним, что в Казахстане государственное регулирование распространяется на бензин марок АИ-80, АИ-92/93 и дизтопливо. Цена на бензин АИ 95—96 и АИ-98 не регулируется и формируется на конкурентном рынке. Действующие цены установлены в следующих размерах: дизельное топливо — 102 тенге за литр, Аи-80 — 89 тенге за литр, Аи — 92 — 115 тенге за литр.
- В случае превышения установленного уровня предельных цен… по Кодексу об административных правонарушениях предусмотрен штраф на представителей малого и среднего бизнеса в 200 месячных расчетных показателей или в 370 тысяч 400 тенге, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства — 1000 МРП или 1 миллион 852 тысячи тенге, — напомнил глава АРЕМ.
Если указанные факты повторятся, то, по словам Оспанова, будут приниматься меры вплоть до изъятия незаконного дохода в полном объеме и лишения свидетельства об аккредитации
- Если вы заметили на табло АЗС превышение установленных цен, незамедлительно сообщайте в агентство и наши территориальные департаменты. Все координаты размещены на нашем официальном сайте, — заключил Оспанов.
В свою очередь министр нефти и газа Узакбай Карабалин добавил к этому, что импорт бензина Казахстаном в этом году планируется на уровне чуть более миллиона тонн.
- Мы планируем в этом году 1 миллион 69 тысяч тонн импортировать, — сказал Карабалин. — Внутреннее производство автобензина в этом году составит 2 миллиона 885 тысяч тонн, потребление будет составлять 4 миллиона 168 тысяч тонн. То есть потребление превышает сегодняшние объемы производства так же, как и в прошлом году. Такая же ситуация, как и в предыдущий год, у нас сохраняется и по дизельному топливу: при потреблении 4 миллиона 946 тысяч тонн в республике будет произведено 4 миллиона 194 тысяч тонн, поэтому мы 600—650 тысяч тонн будем импортировать.
- В основном импорт у нас осуществляется из России. В первом квартале мы будем цены удерживать, наши заводы будут полнокровно работать, и они производят такое количество нефтепродуктов, который будет целиком на рынке, любой вывоз за пределы Казахстана этих продуктов, он сегодня запрещен и поэтому вся продукция будет использоваться только у нас, — добавил он.
И вновь повторил, что те запасы, которые мы сегодня имеем, позволяют в течение 30—45 дней «сохранять и регулировать цены за счет этих запасов таким образом, чтобы находится в пределах тех цен, которые на сегодня установлены».
- За это время, если из России будут также поставляться, как сегодня идут нефтепродукты, и дефицит, который у нас есть ежегодно, будет закрываться этими поставками, в таком случае может оказаться, что нам ничего предпринимать не надо и цены будут оставаться такими же, — пояснил он. — Если же оттуда, из России, интерес вдруг пропадет из-за того, что сейчас курс тенге изменился, и им будет невыгодно, в таком случае мы имеем возможность за эти 30—45 дней выработать новые решения, которые будут направлены на максимальное сохранение этих цен.
Когда же министра нефти и газа переспросили в лоб — изменятся цены 1 апреля или нет, он посоветовал, что ничего не может утверждать категорично.
- Давайте мы сейчас присмотримс, как пойдет рынок. Все-таки завоз нефтепродуктов из России — это не принудительный завоз, никто не имеет обязательств везти сюда, это рынок их должен заинтересовать, чтобы они привезли сюда или же наши привезли из России. Мы не думаем, что корректировка курса тенге съест всю маржу, которая до сих пор была, — добавил министр.
По утверждению главы МНГ, импорт российского бензина по году «уже отмечен в индикативном плане с российской стороной». «Очень важно, чтобы этот продукт в этом объеме поступал на наш рынок, во-первых, равномерно, в течение года, чтобы мы могли поддерживать эти цены, во-вторых, мы должны этим объемом покрывать дефицит не в разовом порядке, а постепенно», — подчеркнул Карабалин.
Единственный, кто позволил себе на этой пресс-конференции быть категоричным — это министр сельского хозяйства республики Асылжан Мамытбеков, пообещавший, что цена на хлеб не поднимется в обозримом после девальвации будущем точно.
- По цене на хлеб можно с полной уверенностью заявить, что у правительства и у государственных компаний есть все возможности удержать в рамках текущих цен, то есть подорожания на хлеб первого сорта не будет, — сказал Мамытбеков. — У «Продкорпорации» есть 1,5 миллиона тонн зерна, и в случае необходимости правительство будет выделять это зерно для того, чтобы удержать цену на хлеб.
В общем, вопреки русской пословице, в Казахстане, похоже, вскоре появится много людей, которые будут живы хлебом единым…